Российские рыбные консервы могут подорожать, развитие аквакультуры тоже под вопросом
Российская таможня предлагает расширить продовольственное эмбарго. Под запрет может подпасть импорт яиц, оливок, фруктовых соков и джемов, консервов из мяса и рыбы. В прошлом году Россия закупила этих товаров на $1,2 млрд.
Федеральная таможенная служба 13 февраля 2019 года направила в Минсельхоз предложения по расширению перечня сельхозпродукции и продовольствия, запрещенных к ввозу из США, ЕС и ряда других стран. Тем самым таможня хочет исключить возможность ввоза в Россию запрещенных товаров путем декларирования их кодами «товаров прикрытия», не включенных в санкционный перечень, следует из подписанного и.о. руководителя ФТС Русланом Давыдовым письма. Самый распространенный товар-нарушитель — хамон из ЕС, который ввозят под видом мясной продукции из разрешенных стран под заведомо неверным кодом, уточнил представитель таможни.
Минсельхоз подтвердил, что получил предложение ФТС и рассматривает его. «Обращаем внимание, что решения о введении нашей страной ограничительных мер в отношении других государств утверждаются постановлениями правительства РФ и указами президента России», — подчеркнули в министерстве.
Какие страны и позиции затронут новые запреты
Запрет на ввоз продовольствия и сельскохозяйственного сырья распространяется на следующие страны: США, страны Евросоюза, Канада, Австралия, Норвегия, Украина, Албания, Черногория, Исландия, Лихтенштейн. Для всех этих стран ограничения на ввоз различных категорий продуктов начали вводиться с 2014 года; они действуют как минимум до конца 2019-го.
Но раньше под ограничения подпадали только отдельные товарные позиции, а не целые категории. В действующем санкционном перечне эти товары обозначены по кодам в товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД). Такие коды имеют все товары или их группы, которые ввозятся в Россию. До сих пор в перечне были перечислены товарные группы начиная с четырехзначных кодов. Это позволяло избежать тотального запрета: например, при запрете на ввоз свинины и говядины можно ввозить баранину, при запрете колбас и рыбы — мясные и рыбные консервы.
Таможня предлагает укрупнить эти категории, включив в перечень запрещенных к ввозу все товары, которые декларируются девятью группами двузначных кодов ТНВЭД и двумя субкатегориями. В частности, предлагается распространить запрет на ввоз всех готовых и консервированных продуктов из мяса и рыбы, ракообразных и моллюсков (крабов, креветок, устриц и мидий), икры осетровых, консервированных овощей, фруктов и орехов, оливок, консервированных томатов, джемов, мармеладов, фруктового пюре и фруктовых соков. Под запрет попадет также ввоз свежей и охлажденной баранины и козлятины, некоторых субпродуктов, яиц, меда, лука-севка. Кроме того, предлагается полностью ограничить ввоз живых животных: лошадей, крупного рогатого скота, овец, коз, кур и другой домашней птицы.
Какие риски и для кого несет расширение эмбарго
Если инициатива ФТС будет принята, потребитель заметит в первую очередь исчезновение с рынка прибалтийских шпрот, которые начали возвращаться на российский рынок с конца 2017 года, указывает вице-президент Рыбной ассоциации Александр Фомин. Шпроты ввозятся в основном из Эстонии и Финляндии. В целом же объем импорта в Россию рыбных консервов из попавших под санкции стран, по его словам, не столь значителен. В 2018 году Россия ввезла из этих стран чуть больше 10% от общего объема импортированных консервов — около 11 тыс. т. Консервированных ракообразных и моллюсков было завезено еще меньше — 1,3% от общего объема, или около 300 т.
Но прекращение импорта может привести к росту цен на российские консервы, предупреждает Фомин. Другие риски возникают, если эмбарго распространится на мальков лосося и форели и молодь мидий и устриц, которых ранее уже вывели из-под запрета, так как без них невозможно развивать аквакультуру.
Запрет на ввоз живых животных несет определенные риски для российского птицеводства, отмечает управляющий партнер Agro&Food Communications Илья Березнюк. По его словам, около 35–40% отечественных производителей бройлеров могут использовать цыплят американской компании Cobb — они необходимы для формирования родительского стада, основы поголовья. В условиях отсутствия альтернативных поставок российской птицеводческой отрасли грозит коллапс через полтора-два года, прогнозирует эксперт.