Рыба на участках воспроизводства биоресурсов становится собственностью арендаторов
Депутаты законодательного собрания Краснодарского края подготовили и приняли в первом чтении закон о государственной политике в сфере товарного рыбоводства. Документ в его нынешнем виде передаёт властям региона право проводить конкурсы на хозяйственное использование участков рек и лиманов. Об этом сообщает www.fishnet.ru со ссылкой на file-rf.ru.
Сейчас рыбные места распределяет территориальное управление Росрыболовства со штабом в Ростове. Федеральный закон об аквакультуре пока не принят. Поэтому товарное рыбоводство никак не регламентируется. Краевой закон меняет эту ситуацию. Рыба на участках воспроизводства биоресурсов становится собственностью арендаторов – это делает отрасль более привлекательной для инвесторов.
О состоянии и перспективах отрасли размышляет Сергей ДУДКИН, заместитель директора Азовского НИИ рыбного хозяйства.
– Постоянно приходится слышать о том, что рыбные запасы в нашей стране сокращаются. Экология водоёмов ухудшается, питомники уничтожены. Как обстоят дела в Азово-Черноморском бассейне?
– Начнём с того, что в его сырьевой базе доминируют морские виды. На долю пресноводных объектов приходится всего лишь 0,45%, проходных и полупроходных рыб – менее 0,9%. То есть говорить будем о запасах морских рыб. Действительно, ситуация не может не тревожить. Основная часть запасов приходится на объекты, которые можно пересчитать по пальцам: азовская хамса, тюлька, черноморский шпрот, бычки и – сейчас в существенно сокращённом количестве – пиленгас.
Что касается уловов, то ещё совсем недавно, почти до конца 80-х годов, в Азовском и Чёрном морях добывалось свыше 100 тысяч тонн рыбы. В 90-е в отрасли произошёл очень существенный спад, который затормозился лишь в 2000-е. В 2001–2004 годах был заметный подъём. Интересно, что промысел шпрота и мелких сельдевых тогда удалось увеличить благодаря всего одному мероприятию: на Чёрном море появилось два пункта приёмки рыбы. И ловить моментально стали больше.
Суммарная добыча всех предприятий России в Азово-Черноморском бассейне в последние десять лет варьируется от 18 до 28 тысяч тонн. Промысловым считается 31 вид, но основу, как я уже говорил, составляют хамса, тюлька, шпрот. Запасы этих рыб оцениваются на очень высоком уровне – от 800 тысяч до миллиона и более тонн, а объём возможного вылова составляет 200–250 тысяч тонн. Как видно, существует огромный резерв для наращивания объёмов промысла – чем не повод для оптимизма?
Но нужно подчеркнуть, что доля Азова в этих показателях неуклонно снижается, а Чёрного моря – стабильно повышается. Нас, конечно же, огорчает столь существенное изменение структуры запасов. Наиболее ценные виды Азовского моря уничтожены. Но думаю, мы будем последовательно наводить порядок. Поскольку запасы этого моря эксплуатируются двумя государствами, нам нужно принуждать нашего соседа – Украину к тому, чтобы работать по правилам и соблюдать единые нормы. Тогда появится перспектива восстановления в структуре тех ценных запасов, которые мы все ещё помним.
– Что сдерживает рост добычи?
– Прежде всего низкая рентабельность лова. А она, в свою очередь, напрямую связана с такими проблемами, как изношенность промыслового флота, рост цен на энергоносители, нехватка холодильных мощностей, старение перерабатывающего оборудования. У нас значительно сократилась портовая инфраструктура, и те, кто ловит судами в Азовском и Чёрном морях, испытывают серьёзные трудности со своевременной доставкой рыбы на берег из-за длинных переходов.
Важным направлением переработки запасов массовых видов могло бы стать производство рыбной муки и рыбьего жира с дальнейшим использованием их в качестве источников белка для обеспечения растущих потребностей отечественного животноводства. Та же Турция, например, интенсивно наращивает свои мощности по производству данной продукции из черноморской и азовской хамсы. Только в водах Абхазии в зимнюю путину 2010–2011 годов турки добыли и переработали на муку 21 600 тонн. Для этого было привлечено 35 промысловых судов, причём там же осуществлялась и приёмка, что позволило снизить расход топлива, работать с минимальными издержками на перевозку уловов. Мы могли бы ежегодно обеспечивать выпуск 8500 тонн обезжиренной рыбной муки и 8000 тонн рыбьего жира. К сожалению, наш флот не приспособлен для переработки продукции. Более того, он эксплуатируется с превышением нормативных сроков, будучи морально и физически устаревшим. Количество рыбодобывающих судов в регионе уменьшилось с 32 единиц в 2003 году до 16 в 2010-м. На последнюю хамсовую путину выходили всего лишь восемь судов.
После упразднения в нашем регионе в 2008 году морских рыбных портов резко сократилось количество пунктов, которые пускают промысловиков для сдачи улова. Береговая инфраструктура, которая сохранилась, находится в неудовлетворительном состоянии.
– Как решить эти проблемы?
– Необходимо сосредоточить внимание и усилия на цепочке добыча – флот – порты – переработка. Следовало бы изменить структуру рыбопромыслового флота, включить в неё 3–5 крупнотоннажных плавучих заводов, позволяющих осуществлять приёмку улова и переработку в готовую продукцию непосредственно в районе промысла. Для разгрузки судов оптимальным логистическим пунктом в Азово-Черноморском бассейне явился бы отдельный рыбный терминал во второй очереди строящегося на территории Краснодарского края порта Тамань. Он мог бы являться базой всего российского промыслового флота, ведь в советские времена суда из Керчи и Новороссийска ходили в Атлантику и добирались до Антарктиды. Проект «Морской порт Тамань (2-я очередь)» находится в начальной стадии реализации, и было бы целесообразно предусмотреть в его структуре строительство специализированных причальных линий. Они могли бы обеспечить ежесуточную выгрузку не менее 20–30 судов с общим уловом 600 тонн. Именно по такому пути отрасль развивается в Турции.
При условии выполнения всех этих мероприятий и с расчётом на то, что запасы основных промысловых рыб в ближайшей и отдалённой перспективе останутся на стабильном уровне порядка миллиона тонн, возможный ежегодный улов России в Азово-Черноморском бассейне может составлять до 300 тысяч тонн.
Наша справка:
Сегодня улов предприятий Ростовской области в естественных водоёмах приближается к 13 000 тонн. Ежегодно в регионе перерабатывается и производится более 20 000 тонн различных видов рыбопродукции. Областная целевая программа «Пилотный проект по развитию аквакультуры» помогла в прошлом году остановить сокращение морского рыбопромыслового флота, увеличить объёмы вылова мелкосельдевых и бычков почти на 20%.