Слишком много рыбных ферм в море. Почему в Китае исчезла рыба?
Это звучит как фрагмент мрачной постапокалиптической повести: свежая рыба пропала с прилавком большинства крупных супермаркетов. Произошло это на прошлой неделе в Пекине. Социальные сети заполнили встревоженные, порой граничащие с паранойей, комментарии. «Пекин Ньюз» (Beijing News) разместил фотографию пустого аквариума и лишь частично заполненного на первой странице.
Правда оказалась более приземленной. По данным государственных СМИ, кто-то сообщил руководству розничных сетей о предстоящей проверке санитарных служб. Не желая рисковать, магазины, в том числе «Вол-Март» (Wal-Mart) и «Кейрфор» (Carrefour), вывезли рыбу. До сих пор никто не знает, что с ней случилось.
Инцидент поднимает несколько основополагающих проблем. Во-первых, огромное количество предприятий продуктовой сферы в Китае остаются мелкими и безвестными. В 2006 году проверка правительства выявила более 200 миллионов индивидуальных агрохолдингов. С тех пор произошел ряд консолидаций, но этого явно недостаточно. По данным государственных СМИ, подавляющее большинство пресноводной рыбы, поставляемой в Пекин, идет из тысяч прудов, принадлежащих разным собственникам из соседних провинций, некоторые находятся в часе или двух езды от города. Путешествуя по сельской местности провинции Гуандун, можно увидеть небольшие рыбные фермы, хаотично разбросанные по всей сельской местности, иногда рядом с заводами.
Следить за миллионом маленьких ферм практически невозможно, и фермеры знают об этом. Во вторник пекинские СМИ сообщили о визите журналистов на рыбные фермы в окрестностях города. В результате были выявлены многочисленные нарушения, в том числе требования о регистрации и контроле используемых кормов и химических веществ. (Тревожит тот факт, что некоторые фермеры заявили, что не станут есть свою собственную рыбу).
Эта ситуация усугубляется раздробленной надзорной системой Китая. Центральное правительство, как правило, доверяет регулирование продовольственного снабжения местным органам власти. Эти регуляторы, в свою очередь, как правило, испытывают нехватку средств или мотивации для проведения инспекций, и не согласовывают их со своими коллегами в других городах и провинциях. В то время как сельскохозяйственные чиновники следят за тем, что производится на фермах, Агентство по контролю за качеством продуктов контролирует то, что попадает на рынок. В результате крайне маловероятно, что какой-либо из регуляторов сможет отслеживать рыбу, выращенную в загрязненном водоеме и попавшую на прилавки в магазины Пекина. Супермаркеты часто столь же беспомощны в вопросе контроля качества продукции, как и их клиенты.
Еще одной проблемой является коррупция на местах. Хотя президент Си Цзиньпин успешно борется со взятничеством в высших эшелонах власти, Китай в рейтинге коррупции, составленном Transparency International, лишь ухудшил свои позиции после его прихода к власти. Регуляторы, предпочитающие не замечать проблем с загрязнением водоемов или утечки о надвигающихся проверках, это довольно знакомые персонажи для большинства китайцев.
Эти проблемы выходят за пределы поставок рыбы. В Китае в течение последних десяти лет периодические вспыхивают скандалы с безопасностью пищевых продуктов, что обуславливает рост общественного недоверия. В прошлом году 77% респондентов назвали безопасность пищевых продуктов своей главной заботой.
Соседи часто обмениваются слухами о том, что могло бы быть в их еде. Две недели назад в южной части промышленного города Фошань посетителей ресторана попросили покинуть ресторан в гостинице, потому что там якобы подавали «фальшивые яйца»... что бы это ни значило.
Устранение этих проблем потребует серьезных усилий, в частности, повышения требований к отчетности или введения более жестких штрафных санкций. Китай нуждается в земельной реформе в сельских районах, которая позволила бы малым фермерам легко арендовать или продавать свою собственность. Более крупные, консолидированные хозяйства гораздо проще регулировать, а потому, как правило, они производят более безопасные пищевые продукты. Регуляторам необходимо больше координации и больше средств. И, наконец, правительство должно поощрять и защищать журналистов, которые выявляют факты коррупции на местах, лежащие в основе всех этих проблем.
Предыдущим правительствам можно было бы простить эти проблемы. Но нынешнему, являющемуся самым влиятельным за последнее поколение, вероятно, нельзя — особенно если рыба пропадет.