Трафаретная бюрократия в борьбе с административными барьерами в марикультуре
Продекларированное снижение административного давления на морскую аквакультуру может оказаться бюрократической фикцией.
Как общеизвестно отраслевому сообществу, Минприроды России и Росприроднадзором разработан обновленный законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и в иные законодательные акты РФ». Согласно ему, труднопреодолимый административный барьер в морской аквакультуре (марикультуре) в виде государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) Росприроднадзора окончательно узаконивается.
Согласно названному законопроекту, госэкоэкспертиза полностью остаётся для индустриальной марикультуры и снимается для пастбищной, кроме деятельности на особо охраняемых природных территориях (ООПТ), которые в марикультуре занимают значительный сегмент.
Данный законопроект подается таким образом, будто административный барьер в виде ГЭЭ для марикультуры ослабевает и не препятствует её динамичному развитию. Но если посмотреть повнимательней, то прежняя картина административного давления не меняется.
Согласно данным Национальной ассоциации предприятий индустриальной аквакультуры (НАПА), наиболее популярная в России – садковая аквакультура, доля таких хозяйств составляет 88 %. Предприятий, которые работают на установках замкнутого водоснабжения (УЗВ) – 8 %. Доля пастбищной аквакультуры – 4 %. Садковая аквакультура – это индустриальная, т.к. гидробионты выращиваются в садках.
Так о какой либерализации действующего законодательства и снятии или ослаблении административных барьеров в морской аквакультуре может идти речь, когда доля пастбищной аквакультуры занимает всего 4 %?
Необходимо напомнить, что требование об обязательном прохождении ГЭЭ для марикультуры появилось в результате обычного законодательного брака. В 2013 г. по инициативе Ямало-Ненецкого АО был принят уточняющий законопроект в части проведения дноуглубительных работ. В п. 3 ст. 34 ФЗ от 31.07.1998 № 155-ФЗ о внутренних морских водах, перечисляющий виды деятельности подлежащие госэкоэкспертизе, была внесена обобщающая формулировка «….. и иной деятельности во внутренних морских водах». В итоге под ГЭЭ, безосновательно, т.к. никакого законопроектного обоснования не было, попала вся морская аквакультура. Законопроект даже не получил заключение Правительства РФ, т.к. в его карточке было указано, что оно не требуется. В настоящее время Минприроды и Росприроднадзору это известно, но они всячески пытаются этот барьер сохранить.
Стоимость прохождения ГЭЭ и совокупных взносов в различные фирмы и организации составляет около 5 млн руб. за один рыбоводный участок. Потенциал рынка ГЭЭ только в Приморском крае составляет 1,5 млрд рублей. Причём ГЭЭ дублирует идентичные природоохранные полномочия Росрыболовства, обременяя бизнес двойной административной нагрузкой. С 2013 года госэкоэкспертизу сумели преодолеть лишь 8 аквахозяйств из 114.
Представительством по Приморскому края АНО «Национальный общественный комитет по противодействию коррупции» (АНО НОКПК) в ближайшее время будут направлены соответствующие обращения.
Источник: Представительство по Приморскому краю АНО НОКПК