В России с 1 января 2014 года вступит в силу федеральный закон «Об аквакультуре»
По данным Министерства сельского хозяйства РФ, Северо-Западный федеральный округ располагает одним из самых больших фондов рыбохозяйственных водоемов в России — 6 млн 510,4 тыс. га. Об этом сообщает www.Fishnet.ru со ссылкой на dvinainform.ru.
Тем не менее у каждого региона Северо-Запада свои показатели развития аквакультуры: где-то водный фонд больше подходит для разведения рыбы, где-то в целом лучше развита инфраструктура отрасли, и т.д.
В прошлом году лидером по объемам выращиваемой товарной рыбы в СЗФО стала Мурманская область. Конечно, высокие показатели Мурманской области объясняются географическим положением региона и развитостью рыбохозяйственного комплекса в целом. Потенциал для развития аквакультуры здесь позволяет реализовать Кольский полуостров, омываемый Белым и Баренцевым морями. Береговая линия полуострова протяженностью более 2 тыс. км позволяет выбрать защищенные от ветрового воздействия и комфортные для разведения рыбы участки.
Архангельская область так же обладает обширным водным контуром. Она также исторически была ориентирована на промышленное рыболовство, но, в отличие, например, от Калининградской, где развита прудовая аквакультура, водоемы здесь не подходят для выращивания рыбы: местность слишком болотистая. Кроме того, здесь хуже, чем в той же Мурманской области, развита инфраструктура рыбной отрасли — местами элементарно не хватает дорог, не подведено электричество. «На сегодняшнем этапе мы воспринимаем рыбоводство больше как сопутствующую деятельность, — говорит заместитель руководителя Агентства по рыбному хозяйству Архангельской области Наталья Тарасова. — Для нас это возможность получить свежую рыбу на рынке региона. Даже если везти из той же Карелии, она будет уже не такой свежей».
Кроме того, с учетом того, что в Архангельской области развито промышленное рыболовство, поэтому стоимость выращенной рыбопродукции зачастую оказывается неконкурентоспособной относительно цен на рыбу, добываемую традиционным промыслом.
К тому же, рыбоводческие предприятия Архангельской области развиваются в формате малого и среднего бизнеса и фактически представляют собой подотрасль сельского хозяйства. И как следствие, все они испытывают на себе классические проблемы и малого бизнеса, и сельского хозяйства. Прежде всего, это касается сложностей с привлечением инвестиций и кредитов на развитие.
Рыбоводы рассчитывают, что многие юридические вопросы решит принятый федеральный закон «Об аквакультуре». Он вступает в силу с 1 января 2014 года, но, к сожалению, содержит лишь общие направления развития отрасли. Конкретные подзаконные акты еще только будут прорабатываться. Главная юридическая препона в деятельности рыбоводов заключается в том, что за ними не закреплено право находиться на береговой линии, что фактически делает их нелегитимными. Тем временем помимо непосредственно рыбопромыслового участка хозяйствам требуется размещение складских, хозяйственных, административных помещений и т.д., а это уже вопросы земле и лесопользования, которые пока что нигде не прописаны.
Большой проблемой рыбоводов является и сбыт своей продукции. Картина очень схожа с тем, что происходит вообще в сельском хозяйстве, когда продукция небольших хозяйств оказывается по минимальным ценам в руках посредников, а затем с большой накруткой попадает в сетевые магазины. Небольшие «рыбные фермерства» не могут обеспечить сетевикам большие объемы поставок, да и по своей эффективности вряд ли смогут конкурировать с зарубежными гигантами. Но даже несмотря на то, что местные рыбоводы предлагают свежую рыбу, которая и на прилавок попадает в охлажденном виде, итоговая цена нивелирует все ее достоинства.
Процесс развития аквакультуры сегодня идет во всем мире. Согласно прогнозам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, к 2021 году объем выращивания рыбы во всем мире увеличится на 33%, тогда как вылов — всего на 3%. То есть уже в ближайшие семь лет мировые объемы выращивания товарной рыбы сравняются с добычей. Оставаться в стороне от этого процесса нельзя. Как отмечают сами рыбоводы, организовать выращивание не так уж сложно. Но главным стимулом для них должен быть покупательский спрос, и если их продукция будет оказываться на прилавках по цене, в два, три, а то и во все пять раз превышающей изначальную стоимость («от производителя»), она просто окажется неконкурентоспособной.