В России зарождается органическая аквакультура
Аквакультура в России дает пока только 5–6% от всего производства рыбы и морепродуктов, но растет очень быстро. При этом одним из самых перспективных направлений может стать органическое рыбоводство: в мире это направление бьет все рекорды (рост на 20% в год), а в России пока отсутствует. Но интерес к нему уже появился.
Сейчас мы начинаем внедрять сертификацию отечественной продукции аквакультуры по стандарту органического производства, – сообщил изданию «Ветеринария и жизнь» заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов. – До сих пор в России нет сертифицированных производителей органической аквакультуры, но с учетом природных особенностей страны и высокого экспортного потенциала такой продукции у «органики» хорошие. перспективы».
Собеседник отметил, что экологическая сертификация хорошо зарекомендовала себя в рыболовстве. И хотя ее механизм отличается (подробности ниже), но он ясно показывает: подтвержденная чистота и экологичность продукции помогают повысить ее конкурентоспособность, в том числе на международном рынке. По мнению Василия Соколова, ряд действующих хозяйств в России при дополнительной подготовке уже сейчас способен соответствовать стандартам органического производства.
Первые заявки
Так о чем идет речь и в чем особенности экологической сертификации? Если в двух словах, то органическая аквакультура – это выращивание рыбы, ракообразных, моллюсков, водорослей без применения агрохимикатов, стимуляторов роста, гормональных препаратов, антибиотиков и генетически модифицированных организмов. Основные принципы такого производства утверждены в РФ законом об органической продукции, который вступил в силу в 2020 году.
Производитель органической продукции получает российский знак «Органик», но для этого ему необходимо пройти добровольную сертификацию. Ее критерии определены ГОСТ 33980-2016 «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации». Сейчас есть 11 российских сертифицирующих органов, которые проводят сертификацию по этому стандарту, рассказывает исполнительный директор Национального органического союза Олег Мироненко.
«Спрос на органическую аквакультуру, как и на другую органическую продукцию, растет, – подчеркнула заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева. – В Роскачество уже поступило несколько заявок на сертификацию органической аквакультуры». Она также отметила, что к настоящему времени в России необходимая инфраструктура рынка органической аквакультуры создана: есть эксперты, сформулированы требования к органическому производству аквакультуры. Просматривается и спрос со стороны населения.
Глобальная органика
По данным Швейцарского института органического сельского хозяйства (FIBL), в мире насчитывается более тысячи производителей органической аквакультуры, в том числе 500 – в странах Европы и 200 – в Китае. Кроме того, сообщила доцент Астраханского государственного технического университета Лина Лагуткина, свыше 400 предприятий такого профиля действуют в Южной Америке, но не все входят в статистику FIBL. Для сравнения: все органическое сельхозпроизводство в мире – это более 3 млн предприятий.
Как пояснил Олег Мироненко, первый объект органической аквакультуры – карп – был сертифицирован только в 1995 году, когда появился первый стандарт Naturland. Сейчас, после принятия основных регламентов в Европе и Азии, производство органической аквакультуры увеличивается на 8–10% в год, а в Китае – на 16% в год. Ожидается, что по итогам 2020 года общий рост превысит 20% (подсчеты еще не закончены). Как бы то ни было, но объем производства органической аквакультуры достиг 700 тыс. тонн в год: 60% приходится на водоросли, затем идут моллюски, далее – атлантический лосось, форель, осетровые и другая рыба.
При этом единого законодательства в сфере органической аквакультуры в мире пока еще не существует. В качестве международного чаще всего используют требования европейского регламента. Но Китай, например, работает по своему национальному стандарту, который имеет отличия от европейского, уточнил Олег Мироненко.
Российские перспективы
Тот факт, что в России только сейчас рыбоводы стали присматриваться к органической сертификации, по мнению Олега Мироненко, связан во многом с тем, что «органика» в России в целом относительно молодое направление бизнеса. «Но становление этого сектора – вопрос времени. Во всем мире органическая аквакультура активно развивается, так как спрос на здоровое питание остается важным трендом.
Кроме того, Россия обладает большим природным потенциалом для развития органического производства», – поясняет эксперт.
Да и сама аквакультура, стоит напомнить, свой профильный закон получила в России только в 2014 году. А уже к 2020 году объем производства в этой сфере удвоился и достиг 330 тыс. тонн.
«Действительно, органическая аквакультура – крайне перспективная рыночная ниша, и в России есть предприятия, которые могут стать примером такого производства, хотя они еще и не прошли сертификацию», – отмечает Лина Лагуткина. В качестве примера она привела опыт астраханского рыбоводного комплекса «Шараповский», который использует биотехнологию на основе попеременного выращивания рыбы и арбузов, что позволяет без использования химии получать высокие показатели урожайности.
Другое дело, что при всей перспективности ведение органического производства, в том числе и аквакультурного, недешево: стоимость кормов дороже на 35–40% по сравнению с обычными, соблюдение органических стандартов требует дополнительных вложений в системы очистки воды и т. д. Дополнительных затрат требует сам процесс сертификации и подготовка к ней. По оценке Олега Мироненко, стоимость сертификации в России составляет в среднем 150 тыс. рублей.
Однако на российском рынке спрос на органическую продукцию продолжает расти. «С точки зрения потребителя, это запрос на безопасность, экологичность и здоровье», – подчеркивает Лина Лагуткина. По данным профильного союза, объем рынка «органики» в России составляет в настоящее время 192 млн евро, причем 80% от этой цифры – зарубежная продукция, и только 20% – российская. Что касается перспектив российского рынка (не считая экспорта), то его потенциал к 2030 году эксперты оценивают цифрой до 5 млрд евро.
Чтобы выйти на эти мощности, уже сегодня нужны меры по развитию органического производства, уверена Лина Лагуткина. «Дело в том, что ограничительная «зеленая стратегия» ЕС, связанная с обложением пошлинами товаров в зависимости от углеродного следа (речь о «Зеленой сделке», The European Green Deal, принятой в 2019 году с целью достижения «углеродной нейтральности» к 2050 году. – прим.), распространена не только на промышленные, но и на сельскохозяйственные товары. В этом смысле органическое производство как нельзя лучше соответствует условиям «Зеленой сделки», – обращает внимание эксперт. Иными словами, в перспективе трех-пяти лет экспорт в ЕС органической продукции может стать более выгодным, чем экспорт продукции неорганической, которая будет обложена более высокими пошлинами.
Ну и конечно, еще один фактор роста спроса на органическую продукцию – молодое поколение с его запросами на натуральную еду и ЗОЖ. «А вот чья эта продукция будет, российская или импортная, зависит именно от того, получит ли сейчас новая отрасль необходимую для развития помощь или нет. Потеряв время, потом будет уже сложно тягаться с импортом», – отмечает собеседница.
Тонкости аккредитации
Как пройти экологическую сертификацию Производителю, рекомендует заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева, необходимо изучить нормативную базу, прежде всего профильный ГОСТ. Далее – провести самообследование на предмет внедрения его на всей технологической цепочке, а затем обратиться в аккредитованный орган по сертификации. Собрать полный перечень документации, принять аудит экспертов с отбором проб на производстве и дождаться результатов исследования лаборатории и заключения органа по сертификации.
Исходя из требований ГОСТа, предприятиям стоит обратить внимание на чистоту воды, а также на чистоту всей территории предприятия. Для объектов аквакультуры необходимо минимизировать стресс. А растительные и животные компоненты кормов должны быть органического производства.
Важная деталь: российское законодательство пока не эквивалентно европейскому, поэтому сертификаты РФ не признаются за рубежом. Однако, обращает внимание исполнительный директор Национального органического союза Олег Мироненко, уже начался процесс согласования проекта обновленного профильного ГОСТа с международной системой COROS, созданной Международной федерацией движения за органическое сельское хозяйство (IFOAM). После гармонизации стандартов, добавляет Елена Саратцева, экспортно ориентированные производители смогут проходить сертификацию в России и поставлять свою продукцию за рубеж без дополнительных административных барьеров.