За трепанга обидно: как морепродукты попадают в приморские рестораны (фото)
На Дальнем Востоке работает 89 аквакультурных хозяйств, выращивается почти 10 тыс. тонн морепродуктов, но в рестораны, магазины и просто на рынки практически ничего не попадает. Почему?
«На рыбоводных участках Приморья выращено почти 8 тысяч тонн продукции аквакультуры. Реализовано более 550 тонн, что на 160 тонн больше, чем в прошлом году», — сообщают в департаменте рыбного хозяйства края. На «морских огородах» выращивают гребешок, мидию, устрицы, трепанг и ламинарию. По словам вице-губернатора Валентина Дубинина, на этот год приморским хозяйствам аквакультуры запланированы субсидии в размере около 21,5 млн руб.
Но «внушительные» цифры скрывают хронический стазис самой родной для Приморья сферы деятельности. «Многие продукты, необходимые в нашей кухне, в Приморье не растут либо не производятся. Отечественного продукта не так много на рынке, поэтому для нас это явно не основной продуктовый канал, — сообщил Егор Анисимов, бренд-шеф Zuma. — Мы стараемся постоянно расширять ассортимент дальневосточных морепродуктов и предлагать гостям новинки. Так весной мы начали работать с корбикулой, это мегаполезный моллюск, который особенно ценится в Японии, однако добывают его у нас на Дальнем Востоке. Из рыбы хочется отметить синекорый тихоокеанский палтус, он очень нежный и сочный, по своим характеристикам он превосходит мурманский. Некоторые морепродукты добываются в таком низком объеме либо настолько нерегулярно или сезонно, что мы не можем себе позволить поставить этот продукт в меню. Для нас очень важны стабильные поставки в больших объемах, в день к нам в ресторан приходят до 1000 гостей».
Приморские мореводы высокой маркетинговой активностью и оригинальными идеями продвижения не грешат. Рестораторы сами вынуждены популяризировать спрос на данный продовольственный товар.
За последние 2–3 года используемая нами доля именно приморского продукта значительно увеличилась, и тенденция к увеличению количества только растет. Нами приобретаются моллюски, мидии, гребешок, устрицы, ракообразные, креветка, крабы (именно в этом порядке можно разместить и рейтинг гастрономических интересов наших гостей). Рыба — лососевые породы, камбала, корюшка, навага. Единственно что не нравится, так это доставка. К сожалению, она оставляет желать лучшего».
По той же схеме действуют и места общественного питания. Один из владельцев ресторана на анонимных условиях рассказал о том, о чем принято молчать: «Я понимаю, что, возможно, так делать не очень хорошо, но так живут 70% ресторанов и кафе Владивостока вне зависимости от статусности. Как идет закупка морепродукта у аквакультурщиков? Мы выходим на них, покупаем, допустим, 10–15 кг продукта (гребешок, устрица, рыба), получаем необходимые документы и сертификаты. А дальше мы выходим на тех, кого не любит закон: браконьеры. У них и дешевле в три раза, и купить по этой причине можно в три раза больше. Работа идет с людьми, которые проверены годами. В случае проверки представляется документ от партии, которая была закуплена у официальных поставщиков продуктов аквафермерства».
Однако говорить о том, что браконьеры в маркетинговом плане и в ценовой политике составляют конкуренцию аквакультурщикам, было бы не совсем верным. Ведь тот же «парной» гребешок или моллюск, который «черные» бизнесмены предоставляют в рестораны (или простым жителям через online-доски объявлений) — это, по большей части, продукт, похищенный с морских плантаций, соответственно, ни о каких документах, разрешающих реализацию, не может идти и речи. А вот о заинтересованности отечественным продуктом со стороны Китая, но практически равнодушном отношении российского потребителя говорят те аквафермеры, которые специализируются на производстве только трепанга. Не сговариваясь, несколько марикультурщиков в разговоре выразили разными словами одну и ту же мысль: «Россиянам трепанг не интересен априори».
Елена Губина: «Гребешок растет 4 года, трепанг — 6 лет. Не будем упоминать тот факт, что надо закупить молодь, построить сам завод, где выращивать эту самую молодь. Закупили, рассадили, выращиваем, охраняем (даже без полномочий на это). И, естественно, за все это надо платить. Вот из всех этих расходов потом и складывается конечная цена на живой продукт аквакультуры. Плюс, если потребуется выполнить заказ какого-нибудь ресторана, то сюда еще включается и логистика. Наша акваферма находится в Перевозном (это примерно 200 км от Владивостока), для того, чтобы доставить продукт, нам надо погрузить товар в специальные охлаждающие боксы и отправиться в дорогу. Но порой нет смысла везти эти несчастные 10 кг: 50% стоимости отъедают только транспортные расходы. Вот и считайте».