Жизнь рыбоводческого хозяйства Кузбасса
Перед рыбными хозяйствами поставлена задача: даже в условиях международных экономических санкций наращивать объемы производства и реализации живой рыбы. Об этом сообщает kuzbass85.ru.
В частности, в этом году в целях импортозамещения местным рыбоводам предстоит вырастить и реализовать на 100 тонн продукции больше, чем в прошлом. И подняться с планки 1400 тонн живой рыбы, выращенной в 2014-м, до 1500 тонн.
– Цифра вполне конкретная и выполнимая, – убежден первый заместитель начальника департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области Анатолий Диганов. – В настоящее время ждем приказа от Минсельхоза о начале второго этапа выдачи водных объектов в аренду. И сегодня нам поступило уже больше ста запросов от предприятий и частников, желающих получить их и заняться разведением живой рыбы.
За место под солнцем
В том, что у рыбного хозяйства области большой потенциал, сомневаться не приходится. Ведь в советское время Кузбасс, производя 2500 тонн живой рыбы в год, занимал третье место в стране по этому показателю. Сегодня же один из главных сдерживающих факторов развития рыбхозяйств – отсутствие постоянных рынков сбыта.
Плюсы и минусы выездной торговли как одного из основных способов решения проблемы обсудили недавно крупные кузбасские производители живой рыбы с представителями власти на круглом столе «Обеспечение населения области живой рыбой. Производство. Реализация. Потребление», прошедшем в областном Совете народных депутатов.
«Ежегодно наше хозяйство выращивает до пятисот тонн живой товарной рыбы, – рассказал директор Беловского рыбного хозяйства Олег Кислов. – Но проектные мощности могут позволить нам производить и вдвое больше, как это было в 80-х годах.
При этом мы единственные на сегодня в области производители, поставляющие живую рыбу на рынок круглогодично. Но, как и у всех, у нас есть проблема – отсутствие стабильных рынков сбыта. Крупные торговые сети выдвигают кабальные условия, и работать с ними не получится, уже пробовали, а магазины шаговой доступности не имеют возможности для передержки живой рыбы и ее своевременной реализации. На городские продовольственные рынки зайти тоже пока не удается. Место, куда можно было бы регулярно ставить машину с живой рыбой, получить проблематично. Поэтому торгуем мы в основном на ярмарках, на тех площадках, которые предоставляют городские власти. Но ярмарки работают обычно два-три дня, этого мало, люди теряют связь с продавцом, чтобы точку «набить», нужно регулярно на ней быть. Ну, и плюс у нас есть еще два собственных магазина…»
Другие производители тоже в постоянном поиске рынков сбыта. «Летом выращиваем рыбу, осенью и зимой торгуем в основном на ярмарках выходного дня. Сложнее всего в этом отношении осенью, когда спускаем пруды, рыбы очень много и ее нужно реализовывать, – посетовала директор ООО «Фермерское хозяйство Клецова» Любовь Клецова. – Ежедневную торговлю на городских рынках в расчет не берем, потому что на практике это получается для нас убыточно.
Дело в том, что оформление разрешительных документов, в частности, ветеринарного свидетельства, занимает половину рабочего дня, и не у нас одних. По правилам этот документ мы должны выписывать заново каждый день на каждую машину с живой рыбой, хотя в советские времена выписывалось сразу на всю партию. Вот и получается, что утром нужно в четыре часа рыбу отловить из садков, загрузить в машины, а потом ехать в районную ветеринарную станцию за разрешительными документами. В итоге, если у меня шесть машин, и стоят они в разных точках города и пригорода, торговать там мы не можем начать до тех пор, пока я не развезу всем по свидетельству. Ветслужба начинает работать с 9 часов утра. В итоге на последнюю точку я приезжаю к обеду, ну, и, сами посудите, какая торговля? Это затратно, я теряю 80% выручки с каждого килограмма рыбы…»
Предприниматели уверены, что было бы намного целесообразнее и практичнее отдать эти полномочия ветеринарам на местах. Тогда торговля пошла бы активнее.
Степень ответственности
Начальник отдела ветеринарно-санитарной экспертизы управления ветеринарии Кемеровской области Ольга Артемова уверена, что этот вопрос фермеры должны задавать властям на местах.
«При условии соблюдения всех ветеринарно-санитарных требований торговать живой рыбой из автомашин допускается на продовольственных рынках, где есть ветеринарные лаборатории и всё проходит под контролем врачей. Другой вопрос, что зачастую сами предприниматели не могут договориться с управляющими компаниями рынков, чтобы им было предоставлено место для торговли из специализированного автомобиля. Но в данной ситуации считаю, что для решения этих вопросов необходимо подключение городских властей, которые могут поработать с управляющими рынков, – объяснила Ольга Борисовна. – А по поводу того, что многих фермеров, занимающихся живой рыбой, не устраивает действующая процедура выдачи ветеринарных свидетельств, могу сказать, что согласно нормативным документам каждая партия рыбы должна доставляться при определенной температуре воды и содержании кислорода. Эта партия должна сопровождаться ветеринарным документом. Нарушать нормативную базу мы не имеем права, и местные производители должны осознавать, что на них лежит ответственность за безопасность продукции и здоровье людей».
Впрочем, уже осенью служба планирует ввести в практику так называемое «электронное сопровождение продукции». И если у того же фермера, производителя живой рыбы, есть интернет, ему не нужно будет ехать за ветеринарным свидетельством в районный центр, оно может быть получено в электронном виде. Это решит ряд проблем и ускорит все процедуры.
Так что уже к осени живой рыбы на городских рынках Кузбасса может стать больше. А вот удастся ли договориться с сетями – этот вопрос пока остается без ответа.