«Ассоциация рыбопромышленных предприятий Озерновского региона» работает уже более 10 лет
«Одна река – один хозяин». Всем, кто связан с промыслом лососевых видов рыб, не нужно объяснять, что это значит. Это постоянно витающая в рыбацких кругах идея о том, что на каждой лососевой реке должен работать один пользователь, который сможет держать в руках всю организацию промысла, охрану водоема от браконьеров, регулировать величину приходящего в реку промыслового стада.
Для Камчатки, где на длинных лососевых реках неизменно работали десятки предприятий, эта идея всегда выглядела невыполнимой. Пока камчатское рыбацкое сообщество не модернизировало ее, заявив, что таким «одним хозяином» на той или иной реке вполне может стать ассоциация (или союз) тех пользователей, которые рыбачат на этой реке и в прилегающих к ее устьям морских водах. Главное – правильно определить цели и задачи существования такой ассоциации и работать сообща.
Именно такую работу наладили рыбопромышленники, вошедшие в некоммерческую организацию «Ассоциация рыбопромышленных предприятий Озерновского региона» (НО «АРПОР»). Ассоциация работает уже более 10 лет. Учредителями ее стали АО «РКЗ-55», ООО «Рыбхолкам» и рыболовецкая артель «Колхоз «Красный труженик». Возглавляет АРПОР ее председатель Сергей Барабанов.
АРПОР – это девять крепких рыбопромышленных предприятий: ООО «Витязь-авто», ООО «Дельта», ООО «Рыбокомбинат Западный», ООО «Посейдон ЛТД», ИП Вазиков И.К, ООО «НИО «Алык», АО «РКЗ-55», ООО «Рыбхолкам» и РА «Колхоз «Красный труженик».
Девять предприятий, одна река, два населенных пункта (поселок Озерновский и село Запорожье Усть-Большерецкого района), красивейшее и крупнейшее в мире нерестилище нерки (озеро Курильское), сама уникальная нерка и люди, столетия назад поселившиеся на этом суровом побережье. Все это, уместившееся в нескольких строках, а на самом деле просто необъятное хозяйство сегодня во многом зависит от той деятельности, которую ведет АРПОР. И, сознавая огромную ответственность за него, участники ассоциации прекрасно понимают, что права на ошибки у них нет.
В активе каждого участника АРПОР – береговое перерабатывающее производство. Здесь уже практически нет тех, кто просто ловил бы лосося и продавал его, что называется, «с невода» или «с тони». Вся рыба поступает в цеха на переработку разной глубины. Итого – 9 заводов, отдельные из которых совершенно уникальны по объему и оборудованию не только в масштабах России, но и по мировым меркам. Есть среди этих заводов предприятия, работающие на давальческом сырье, без собственных сил добычи. Но работа на реке выстроена так, что рыбы хватает всем и показатели выпуска продукции у всех производств весьма впечатляющие.
Все девять заводов стоят на реке Озерной, а точнее, в ее устье… Это почти общее рыбное хозяйство, которое по-настоящему преобразилось в последние годы. Поэтому, когда вертолет на подлете к Озерновскому разворачивается от морской стороны и перед вами открывается вид на заводскую территорию, вы без слов понимаете, что здесь все серьезно. Особенно сильно это впечатляет тех, кто помнит, что здесь было еще 10 лет назад.
Был разброд и хаос, привычные для камчатского побережья рыбные подпольные цеха в сараях. Каждый считал реку «своим» огородом, на который можно выйти и взять столько, сколько хочется. Не было работы, заработка, а поэтому каждый выживал и крутился, как мог.
Не хочется даже думать о том, во что мог бы превратиться этот важный в составе камчатского рыбного хозяйства уголок, если бы не пришли серьезные промышленники. Именно им, собственно, и пришлось наводить на реке порядок. А делать это самостоятельно и в одиночку было невозможно. Другое дело – сообща, в составе ассоциации.
Девять производств, входящие в АРПОР, дают в период лососевой путины более четырех с половиной тысяч (!) рабочих мест. А учитывая то, что практически все заводы на Озерной работают в круглогодичном режиме, почти половина этих рабочих мест постоянные. Ведь предприятия АРПОР добывают не только нерку. Начиная с апреля флот предприятий (а это почти 40 МРС!) выходит на добычу донно-пищевых видов рыб. Камбала, минтай, треска, навага – все это тоже поступает на береговую переработку. Поэтому работы здесь хватает, а вот рабочих рук, наоборот, – дефицит. И решать даже эту проблему приходится сообща.
Не стоит скрывать, что, будучи предпринимателями, участники АРПОР все-таки являются друг для друга конкурентами в бизнесе. И, конечно, были и есть вопросы, по которым и у них разные точки зрения. Но бесспорно и то, что, объединившись, все они вместе и каждый в отдельности стали сильнее и увереннее. Ведь, как оказалось, вопросов, по которым находится компромисс и общее рациональное решение, гораздо больше. И даже если какие-то из них вызывают многочасовые споры на собраниях АРПОР, в конце концов договориться всегда удается, потому что есть понимание главного – река одна, и работать на ней надо так, чтобы рыбалка процветала многие годы.
Одним из таких рачительных компромиссов стало решение о необходимости регулярных работ по расширению и углублению устьев реки Озерной. Проводить их необходимо, потому что акваторию сильно замывает грунтом. Устье становится труднопроходимым даже для лосося, идущего на нерест. А что уж говорить о флоте! Поэтому силами ассоциации были получены все необходимые разрешения для проведения работ в устьях, закуплена тяжелая техника. При этом ежегодно производится оценка воздействия на природу и предприятиями ассоциации оплачивается ущерб, который объективно наносится природе в ходе их деятельности.
Еще одно (кстати, беспрецедентное для Камчатки) решение, принятое участниками АРПОР, – это объявление дополнительных проходных дней во время хода нерки на нерест. Работая в тесном сотрудничестве с наукой, рыбопромышленники очень хорошо понимают, как приход промыслового стада зависит от количества пропущенных на нерестилище производителей.Знают и о том, как делятся стада на раннее и основное, чем они отличаются, в какое время приходят в реку. Понимают, как регулировать размер этих стад, помогая матушке-природе. Поэтому и приняли в свое время решение о введении своих проходных дней в дополнение к общеустановленным. В эти дни на реке не работает никто – рыба идет в озеро на нерест.
Каждый участник АРПОР смотрит в завтрашний день с надеждой на стабильную работу, и ассоциация делает все для того, чтобы достичь целей и выполнить задачи своего существования – обеспечить рациональное, бережное и вместе с тем эффективное ведение рыбопромышленной деятельности на реке Озерной. Поэтому многие годы она ведет борьбу с браконьерами, постепенно, но очень решительно отучая население от незаконной деятельности на реке. При этом обеспечивая со своих рыбалок законно добытой рыбой и людей для личного потребления, и социальные объекты (детский сад, школа).
Вообще, у рыбопромышленников Озерновского региона есть самое главное – понимание того, что все они работают в уникальном месте и оно должно быть в порядке. Более того, люди, живущие здесь, должны и видеть то, что предприятия работают рационально, и чувствовать на себе заботу рыбопромышленников о территории. Поэтому в центре внимания ассоциации еще и многие социальные вопросы – дороги в поселках, общественные учреждения, поселковые праздники и многое другое. Наверное, поэтому даже своим внешним видом Озерновский отличается от многих других поселков камчатского побережья в лучшую сторону.
Многие из нас знают участников АРПОР по вкусной и качественной рыбопродукции на камчатских прилавках. Славится она и за пределами Камчатки. Но мы хотим побольше рассказать о другой, непроизводственной, работе этих предприятий, чтобы каждый, кто сомневается, воочию смог увидеть, как правильная совместная деятельность делает рыбацкую ассоциацию настоящим крепким хозяином лососевой реки. Подробности – в наших следующих материалах.