«Доброфлот» пришвартовался к ВЭФ: первые иваси, музыка пресервов и проект на 3,5 млрд (фоторепортаж)
Группа компаний "Доборофлот" принимает участие в ВЭФ не первый год, знакомя участников второго по масштабам экономического форума в России со своей продукцией, проектами и экспертными оценками ситуации в рыбной отрасли страны. Форум этого года показал, что у продукции "Доброфлота" появились свои – и весьма статусные – поклонники, а проекты и высказанные на профильных сессиях оценки органично вписались в тему нынешнего ВЭФ – "Дальний Восток: расширяя границы возможностей".
Справка: Группа компаний "Доброфлот" – рыбопромышленный холдинг "полного цикла", объединяющий рыболовецкий колхоз "Новый Мир" (морская добыча рыбы), АО "Южморрыбфлот" (крупнейшее предприятие береговой переработки на Дальнем Востоке), ООО "Движение" (логистическая компания), ООО "Ливадийский ремонтно-судостроительный завод". Флот холдинга – три плавбазы (в их числе — крупнейший в России плавзавод "Всеволод Сибирцев"), 12 рыбодобывающих судов и пять транспортов-рефрижераторов. "Доброфлот" считается лидером в добыче ряда объектов промысла – сайры, скумбрии и дальневосточной сардины иваси, продукция из которой (консервы и пресервы) востребована на всей территории РФ. С 2014 года группа компаний активно наращивает поставки продукции в центральные регионы страны, в том числе и с использованием Севморпути.
Из хозяйства – в промышленность
— Мы слышим на всех уровнях, что ключевая задача рыбной отрасли – это накормить российский народ рыбой. Этот краеугольный камень, от которого мы должны отталкиваться. А у нас на сегодняшний день рыбная отрасль выпускает сырье, полуфабрикаты для обрабатывающей промышленности, которая в основном находится у наших соседей в Северо-Восточной Азии. И с конечным российским потребителем встречается продукт, произведенный, как правило, не в России и нашим рыбным хозяйством, — говорил управляющий ГК "Доброфлот" Александр Ефремов, выступая 11 сентября на профильной сессии ВЭФ "Рыбная отрасль: новые вызовы".
По мнению рыбопромышленника, настал момент, когда рыбное хозяйство в РФ должно переходить в новое качество – в рыбную промышленность, создающую прибавочную стоимость, что называется, "от моря до прилавка".
— Главная цель отрасли, ее дальневосточного сегмента — наполнить внутренний рынок доступной рыбой. Вторая цель – сохранять и создавать рабочие места на Дальнем Востоке. Если взять "Доброфлот", то при 24 тысячах тонн квот на промысел биоресурсов у нас работает 3,5 тысяч человек и 12 млрд рублей оборот. Если эти три цифры проанализировать, можно понять, что, по сути, прибавочный продукт создается внутри производства, — сказал Ефремов.
В то самое время, когда на острове Русском говорили о развитии Дальнего Востока и интеграции российской экономики в АТР, плавзавод "Всеволод Сибирцев" и пять добывающих судов "Доброфлота" находились у Южных Курил на промысле сардины иваси, который продлится до конца октября. На середину сентября вылов экспедиции составил более 3 тысяч тонн иваси и скумбрии, непосредственно в море произведено более 4 млн банок консервов и пресервов из "фирменной" дальневосточной рыбы.
От моря до рынка
Первую товарную продукцию ивасевой путины этого года и пробовали участники ВЭФ – посетители рыбного рынка на "Улице Дальнего Востока". Как рассказал директор по маркетингу ГК "Доброфлот" Игорь Заводов, срок доставки с промысла во Владивосток – всего неделя.
— В этом году в экспедиции помимо кошельковых неводов мы используем новую технологию: "мешок" с уловом не поднимается на борт судна, рыбу из него "выкачивают" насосом и помещают вместе с водой в охлаждаемые танки. И уже оттуда живую рыбу "перекачивают" на "Всеволода Сибирцева". Рыба не мнется, не давится, для сардины иваси это очень важный момент – продукт очень нежный и чувствительный к механическим повреждениям, — поясняет Заводов.
Объяснение технологического процесса часто прерывается: посетители рыбного рынка – участники ВЭФ не обходят стороной павильон "Доброфлота". Идет обсуждение "тех самых иваси" (не без гастрономических воспоминаний о советском детстве и юности), продукция перекочевывает в пакеты и портфели. Несколько человек в строгих синих костюмах прямо спрашивали о варенье из ламинарии (кто-то познакомился с ним на прошлогоднем ВЭФ, а кому-то рассказали знакомые) и, конечно же, получали искомое.
А в начале лета "Доброфлот" "отловил" сайру – ту рыбу, производство консервов из которой по еще "советским" ГОСТам позволило в свое время "Южморрыбфлоту" развернуться в вертикально-интегрированный холдинг. Сегодня флот ГК идет за сайрой в Мировой океан – популяция рыбы сокращается, ее выдавливает биомасса иваси и скумбрии, и привычный промысел у берегов Южных Курил снижает конкурентоспособность. Другое стратегическое решение "Доброфлота" — международная кооперация с японскими сайроловами, которые в проекте берут на себя роль рыбодобытчиков, а российские рыбаки перерабатывают сырец в продукцию для отечественного рынка – 16 млн банок "народной" консервированной сайры только в этом году.
— В этом году мы решили даже "озвучить" павильон Приморского края на "Улице Дальнего Востока" с помощью наших консервов и пресервов, — рассказывает Игорь Заводов под звуки своеобразно брендированного "рояля" у входа в павильон. – В создании этого арт-объекта использовали основную линейку наших консервов и пресервов, причем даже сами банки – собственного производства группы компаний.
"Прогресс" сменил "Гармонию"
В самом павильоне продолжаем говорить о рыбном производстве – у стенда, где представлен проект "Доброфлота" по созданию рыбоперерабатывающего завода большой мощности в ТОР "Большой Камень". Инвестпроект резидента территории опережающего развития "тянет" на 3,5 млрд рублей, поддержку в финансировании группе компаний оказывает банк ВТБ. Кстати, соглашение о сотрудничестве было подписано в рамках ВЭФ как раз 11 сентября, в тот же день с достижениями дальневосточных рыбопромышленников ознакомились президент РФ Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин.
Проектная мощность предприятия, рассказывает Заводов, более 110 тонн готовой продукции в сутки (филе, фарша, рыбной муки и рыбного жира), основное сырье – парной минтай из подзоны Приморье и мороженый — из исключительной экономзоны в Тихом океане, будет перерабатываться и тихоокеанская сельдь. ГК "Доброфлот", к слову, имеет по меркам дальневосточного рыбного бизнеса довольно скромный "квотный" портфель (например, квота крупных добытчиков минтая начинается с 250 тысяч тонн в год), однако после сдачи завода в эксплуатацию – уже в третьем квартале 2019 года — государство поддержит проект ресурсной базой в рамках программы так называемых "инвестиционных квот".
На вопрос корр. агентства, куда же и как намеревается "Доброфлот" поставлять такие объемы продукции (110 тонн в сутки, напомним), в группе компаний отвечают: "львиную долю" — в центральные регионы России, причем все больше и больше – по Севморпути, благо что транспортные суда необходимого ледового класса у "Доброфлота" есть.
Первый опыт морской логистики "евразийского масштаба" группа компаний получила три года назад, доставив в порт Архангельска судном "Гармония" около 3 тысяч тонн дальневосточной красной рыбы из первых уловов лососевой путины и попутно доказав, что северная транспортная артерия может экономить время и деньги – при сохранении недоступной железной дороге сохранности продукции в пути.
— В этом году "Гармонию" сменил ее брат-близнец "Прогресс", такой же "трехтысячник" ледового класса, — рассказывает Игорь Заводов. – "Прогресс" собрал у берегов Камчатки с наших плавзаводов свежевыловленную кету, нерку и горбушу и 28 августа после 14-дневного перехода пришвартовался в дружественном нам порту Архангельска, где нас очень радушно и на хороших условиях принимают уже третий год. Это, естественно, в совокупности очень положительно сказывается на ценах для российского потребителя.
Напомним, что группа компаний "Доброфлот" принимает участие в ежегодном Восточном экономическом форуме с года его основания (2015 года). В 2017 году павильон "Доброфлота" произвел фурор среди посетителей "Улицы Дальнего Востока" — благодаря продукции из иваси, промысел которой группа компаний начала в 2016 году одной из первых в Дальневосточном бассейне, сразу выйдя на рынок РФ с готовыми линейками "нового старого" продукта.