«Океанрыбфлот» научит транспортной безопасности
В учебно-тренажерном центре ПАО «Океанрыбфлот» запускают новую программу дополнительного профессионального образования. Ее цель – научить сотрудников рыболовецких и транспортных компаний обеспечивать безопасность на судне и в морском порту. Яна ГАПОНЮК поговорила с руководством центра о том, зачем нужна эта программа и чему еще здесь могут научить рыбаков. Об этом сообщает rybak.kam-kray.ru.
В последние годы мир постоянно сталкивается с угрозой терроризма. В связи с этим одна из самых важных задач – защита граждан и грамотное реагирование профессионалов на чрезвычайные ситуации. Поэтому среди главных требований федерального закона о транспортной безопасности – подготовка высококвалифицированных специалистов, которые будут готовы к любым ЧС. Речь идет в том числе о рыболовецком флоте.
В соответствии с национальными, международными требованиями морякам, в частности рыбакам, в чьи обязанности входит управление судном и выполнение определенных производственных задач, каждые пять лет необходимо подтверждать свою квалификацию. Это связано с повышенной опасностью работы в море, а также высокой степенью ответственности за жизнь людей, которые находятся на борту. Именно здесь на помощь приходит учебно-тренажерный центр ПАО «Океанрыбфлот».
Учебно-тренажерный центр впервые открыл свои двери 1 ноября 1980 года и принадлежал региональному производственному объединению «Камчатрыбпром». Первоначально здесь обучали работе с навигационным оборудованием, средствами связи и системами наблюдения исключительно «своих» сотрудников. В период распада Советского Союза и реструктуризации УТЦ был передан «Океанрыбфлоту». Сегодня здесь проходят подготовку капитаны, штурманский состав «Океанрыбфлота» и судоводители других рыболовецких и транспортных предприятий. За год в центре обучается больше 200 человек.
Учебно-тренажерный центр ПАО «Океанрыбфлот» – структурное подразделение в составе навигационного тренажерного центра (НТЦ) и тренажера по глобальной морской системе связи при бедствии (ГМССБ).
В НТЦ судоводителей и капитанов обучают по трем образовательным программам, согласованным с министерством транспорта. Одна из них – «Использование радиолокационной станции (РЛС)». РЛС есть на каждом судне, ее задача – показывать местоположение всех объектов на водной поверхности, будь то морской навигационный знак, другое судно или береговая черта.
Еще одна образовательная программа – «Использование средств автоматической радиолокационной прокладки (САРП)». Судоводитель может обработать информацию РЛС вручную или автоматически с помощью встроенной в радиолокатор САРП. Машина решает эти задачи намного быстрее и эффективнее, чем человек, поэтому необходимо уметь пользоваться такими возможностями, объясняет Юрий Дьяков, начальник навигационного тренажера.
Здесь же моряки проходят подготовку к работе с электронной навигационной картой. Если раньше навигационные карты существовали только на бумаге, то сегодня на каждом судне они имеются и в электронном формате в специальной электронной картографической навигационно-информационной системе, с которой тоже нужно учиться работать.
Основа НТЦ – тренажер, имитирующий работу реального судового навигационного оборудования. Он создает различные ситуации и условия, с которыми судоводители сталкиваются в море. Здесь имеется место инструктора и шесть виртуальных мостиков – кабинок с компьютерами, отображающими окружающую обстановку, радиолокатор и электронный карты для обучающихся. Инструктор на своем компьютере задает упражнение на мостики с маршрутами плавания.
«Вот на экране компьютера инструктора красные точки – корабли слушателей, которые на своих местах будут пытаться правильно маневрировать, а черные точки – пассивные цели-суда, с которыми необходимо разойтись. Так, моряки, как на настоящем судне, идут по воде, расходятся с другими судами, включая при необходимости различные сигналы, меняя курс или скорость», – говорит Анатолий Прутовой, капитан-инструктор. Такие упражнения рассчитаны на тренировку навыков в управлении судном в различных условиях с использованием радиотехнических средств: локаторов, электронной картографии и многого другого.
Во втором подразделении учебно-тренажерного центра моряков обучают работе в глобальной морской системе связи при бедствии. Скоро здесь появится несколько новых образовательных программ: по транспортной безопасности и охране судов и портовых средств.
«Современная геополитическая ситуация требует повысить уровень безопасности не только на морских судах, но и в портах, на берегу. В связи с выходом федерального закона № 16 «О транспортной безопасности» появилась необходимость готовить специалистов в этой области по типовым программам подготовки, утвержденным минтрансом. Сейчас в нашем центре завершается подготовка к запуску курса обучения по программам повышения квалификации в области обеспечения транспортной безопасности. Программы рассчитаны на подготовку специалистов, выполняющих работы по обеспечению безопасности на разных видах транспорта», – говорит Александр Каушанов, начальник тренажера ГМССБ.
В этих программах подготовки заложены нормативно-правовые, организационные и технические вопросы, связанные с обеспечением транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.
Тренажерный центр по транспортной безопасности состоит из класса тестирования, оснащенного обучающими и тестирующими программами, классом теоретической подготовки с мультимедийными средствами, а также классом практических занятий по изучению технических средств обеспечения транспортной безопасности и охраны судов и портовых средств. Первые слушатели смогут пройти подготовку по обеспечению транспортной безопасности курсом в 20 часов уже в конце мая. Обучение по 8 программам подготовки предоставляется не только морякам, но и работникам других федеральных ведомств по видам транспорта. «У руководства нашего предприятия есть понимание, что от того, как подготовлен конкретный член экипажа, зависит безопасность всего плавсостава. Качественное обучение специалистов, обеспечивающих транспортную безопасность, – это одна из первостепенных задач каждого субъекта транспортной организации», – говорит Александр Викторович.