"Главторгпродукт" запускает рыбную ферму
Поставщик и производитель рыбной продукции "Главторгпродукт" в конце 2014 года запустит рыбную ферму, рыбоперерабатывающее производство и выпуск кормов в Выборге, закрыв свою площадку в Красном Селе. Первоначальные инвестиции в проект составят 100 млн рублей. Эксперты считают, что в целом рыбная отрасль обладает большим потенциалом, но имеет ряд системных проблем, а сам шаг компании по открытию производства в Выборге называют логичным с точки зрения оптимизации затрат. Об этом сообщает Коммерсант («Ъ»).
Как рассказал "Ъ" генеральный директор ОАО "Главторгпродукт" Константин Денисов, компания вложила средства акционеров в новый проект, не прибегая к кредитам. "Новый завод будет создан на месте бывшего мясокомбината "Омега", площадь территории составляет примерно один гектар. Наша предыдущая площадка в Красном Селе была арендованной, сейчас она не функционирует, где-то десять процентов оборудования мы перенесем на выборгское производство, а остальное будем покупать. В Красном Селе было неудобно работать и с точки зрения логистики, и из-за отсутствия возможности расширения", — рассказал он.
Близость к границе еврозоны и порту Котка, а также прибрежное расположение стали одними из ключевых факторов долгосрочной стратегии развития компании, пояснили в "Главторгпродукте". Благодаря расположению нового завода, производитель рассчитывает выйти на новые европейские рынки, увеличить рынок сбыта рыбы и морепродуктов, а также активно развивать собственную сеть логистики.
На новой площадке компания намерена создать рыбную ферму на основе установок замкнутого водоснабжения и выращивать африканского клариевого сома (объем производства от 50 тонн в год с последующим увеличением мощности до 100-150 тонн в год), стерлядь (объем — от 2 до 5 тонн в год). Кроме того, в Выборге будет организован цех рыбопереработки. Также компания освоит выпуск кормов из отходов рыбного производства, чем ранее не занималась. Как пояснил господин Денисов, корма сначала будут производиться для собственных нужд, но потом руководство рассчитывает вывести это производство на внутренний рынок России. Плановая мощность выпуска кормов составит от 5 до 10 тонн в сутки.
По данным "Спарк-Интерфакс", ОАО "Главторгпродукт", зарегистрированное по адресу Петербург, ул. Большая Зеленина, 20, литера А, пом. 5-Н, принадлежит Виктору Павлову, Татьяне Сергиенко, ООО "ПромФонд" и ООО "НСКстрой" в долях уставного капитала 42,5; 42,5; 9 и 6% соответственно.
Максим Клягин, аналитик УК "Финам Менеджмент", говорит, что объем российского рынка рыбы и морепродуктов в розничных ценах составляет, по данным официальной статистики, около $13 млрд (доли локальных рынков Петербурга и Ленобласти можно примерно оценить на уровне 5 и 10% соответственно). "На наш взгляд, эта индустрия, несомненно, располагает существенным потенциалом развития и весьма привлекательна с инвестиционной точки зрения. Рыночная конъюнктура в сфере рыболовства, рыбоводства, развития аквакультуры и производства готовой продукции из рыбы и морепродуктов формируется достаточно благоприятная. На данном рынке в большинстве товарных групп, действительно, наблюдается дефицит предложения, особенно в низком и среднем ценовых сегментах. В товарной структуре рынка розничной торговли доля рыбной продукции в пять-шесть раз ниже, чем мясной. При этом потребительский спрос на рыбу формируется надостаточно высоком уровне", — говорит он.
При этом господин Клягин отмечает ряд системных проблем в отрасли, вызванных прежде всего сложной географией и дефицитом перерабатывающей и логистической инфраструктуры. "Около 70 процентов рыбы и морепродуктов добывается в Дальневосточном регионе, а основные рынки потребления сконцентрированы в европейской части страны. Одно из основных негативных следствий — высокий уровень зависимости от поступлений по импорту. Так, из общего объема добычи 50-60 процентов рыбы и морепродуктов поставляется на экспорт, при этом в структуре отечественного рынка готовой рыбной продукции примерно 40 процентов продаж приходится на долю поставок из-за рубежа, что, в том числе, оказывает давление на средние цены и негативно отражается на ассортименте и объеме предложения. Исправление подобного дисбаланса возможно только по мере увеличения качественного предложения готовой продукции внутреннего производства на локальных рынках. Это подразумевает решение проблем технического отставания отрасли и общее повышение ее инвестиционной привлекательности, расширение первичной переработки и качественное развитие логистики, в том числе — появление крупных оптовых посредников, поставляющих большие объемы продукции в центральные регионы страны", — заключает господин Клягин.
Егор Клопенко, генеральный директор Центра стратегического консалтинга, вице-президент Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий, говорит, что шаг, связанный с переносом производственной площадки из Петербурга в Выборг, кажется логичным: он удешевляет производство и делает его более рентабельным. "Планы по диверсификации производства также логичны, однако здесь есть определенные риски, так как компания не имеет опыта работы в новых направлениях", — рассуждает господин Клопенко.