ФЕДЕРАЦИЯ – ЭТО КОГДА ЗАКОНЫ РОЖДАЮТСЯ НА ЗЕМЛЕ
Интервью с магаданским рыбопромышленником и депутатом Михаилом Котовым.
Один из «долгожителей» Магаданской областной Думы – депутат четырех созывов и известный предприниматель в сфере морского промысла, генеральный директор ООО «Тихоокеанская рыбопромышленная компания» и ООО «Маг-Си Интернешнл» Михаил Котов не стал выдвигать свою кандидатуру на предстоящие выборы в региональное заксобрание.
В чем причина такого решения, а также о возможных последствиях провальной лососевой путины для рыбной отрасли, текущем состоянии и перспективах экономики области - в нашем интервью.
- Михаил Николаевич, сначала о разочаровании сезона: научные прогнозы по лососевой путине оправдались всего на треть. Как эта ситуация отразилась на рыбном бизнесе?
- Плохо отразилась. Вообще, есть два варианта планирования промысла: ориентироваться на обоснованные научные данные или надеяться на милость богов и морской стихии. И кажется, мы близки к тому варианту, который использовали наши предки-рыбаки.
Состояние науки такое, к большому сожалению. Она перестала быть отраслевой, переродилась в кабинетную. Сегодня вместо серьезного изучения океана и практической помощи промысловикам ученые занимаются абстрактными измышлениями в кабинетах.
Они не работают в море, не присутствуют, как раньше, на каждом промысловом судне, на рыбацких станах. Так откуда взяться достоверным прогнозам?
Рыбопромышленники понадеялись на их расчеты по подходам горбуши, а также на введенный несколько лет назад запрет на дрифтерный промысел в Охотском море, благодаря чему рыбные запасы должны восстановиться.
Понадеялись, вложились в подготовку баз, наняли людей, распределили квоты. Замечу, подготовка к путине – очень дорогое удовольствие. И что в итоге?
Чуть-чуть ловится только в районе Эвенска, на группе ямских рек. На тауйском побережье только в районе Мотыклея более-менее заполнены нерестилища. Все остальные реки пусты, на некоторых реках предприятия смогли выловить всего по 3-4 процента от выделенных объемов. Мы приняли решение досрочно остановить промысел в бассейне Олы.
Первые снялись еще в июле. Следом с участков ушли остальные добытчики. Та же картина – в других регионах Дальнего Востока. Надеемся, конечно, на кету, но пока она идет вяло. Обратились с вопросом к науке на лососевом совете – есть такой орган при Росрыболовстве, объединяющий всех дальневосточных рыбаков: кто вернет предприятиям понесенные затраты?
В ответ ученые выдали сенсационное заявление о некоем катаклизме в Пацифике, из-за которого, дескать, погибла большая часть популяции горбуши. Что за катаклизм? Кто его устроил? Когда случился? Пояснений нет.
- Ваши предположения, почему лосось не пришел?
- На мой взгляд, катастрофа тут ни при чем. Есть целый ряд факторов, влияющих – не одномоментно, а в течение многих лет! - на постепенное истощение рыбных запасов. Один из таких факторов, как ни странно, – деятельность рыборазводных заводов.
Не так давно японцы закрыли половину из 300 рыбозаводов на острове Хоккайдо. Они поняли, что, стремясь обмануть природу и выпуская ежегодно в океан сотни миллионов искусственно выращенных мальков лосося, обманули в итоге самих себя. Потому что нарушили естественный природный баланс. Рыбы в океане стало значительно больше, и для нее перестало хватать кормовой базы.
Итог: популяции вырождаются. Размерный ряд лососевых пород уменьшился вдвое. Вспомните: еще сравнительно недавно вес средней кетины был 5 кг, горбуши – 1,5 кг, кижуча – за 10. А сейчас она весит куда как скромнее. Это, повторюсь, только один фактор, есть и другие – изменения морских течений, температуры воды, содержания в ней кислорода и т.д. Целый комплекс, требующий комплексного же, глубокого научного изучения для того чтобы понимать, что происходит.
Без этого понимания ситуацию не изменить. И достоверных прогнозов по подходам лосося не дождаться. - Надо ли ожидать, что рыбная продукция в регионе, и без того не самая дешевая, подорожает, а завод «Тандем», о нерентабельности которого вы говорили не раз, уйдет в еще больший минус? Почему на Колыме не выгодно заниматься рыбным производством?
- Наше перерабатывающее производство действительно не приносит прибыли. Собственно, на нее мы изначально не особо рассчитывали: энергоресурсы дорогие, внутренний рынок сбыта небольшой, вывозить в больших объемах за пределы области – накладно по транспортным расходам.
Плюс маленькие сроки реализации в силу того, что мы сознательно отказываемся от использования пищевых консервантов, заботясь о здоровье потребителей нашей продукции. С другой стороны, сравнительно небольшие объемы сырья. Если на Камчатке в среднем ежегодно добывают по 250 тысяч тонн рыбы лососевых пород, то в Магаданской области в самый «рыбный» год – по 10, максимум 12 тысяч тонн. Где затраты на производство будут лучше окупаться?
Решив строить завод, мы преследовали другие цели – в первую очередь, сохранение национального села Гадля, предоставление рабочих мест селянам, обеспечение жителей области качественными, свежими и полезными морепродуктами. И, считаю, этих целей мы достигли. Надеяться на большее пока не позволяют малая численность населения региона, его оторванность от «материка», сложная логистика, изолированная энергосистема, далекая от совершенства федеральная законодательная база.
- Тем не менее, вы продолжаете развивать ваши компании. - А как иначе? Бизнес не должен топтаться на месте. В этом году инвестировали в производство, обновление промыслового флота больше 15 млрд рублей, строим суда на российских и зарубежных верфях. У нас есть четкое понимание, что делать и куда двигаться дальше.
Процесс подталкивает и оживление региональной экономики – я это вижу и как предприниматель, и как депутат. Доходная часть областного бюджета год от года увеличивается. Появились и реализуются большие проекты по строительству больниц, школ, детсадов, спорткомплексов, бассейнов, учреждений культуры, жилых домов, ремонту дорог. Да, я связываю эти изменения с появлением в области конкретного человека, нашего губернатора Сергея Носова.
Помните, как у Высоцкого: «Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков»? У Колымы наконец появился вожак, и это здорово, на мой взгляд. Все проекты, которые закрутились с его приходом, не могут не вдохнуть в Колыму новую жизнь. И они – только начало. В ближайшие месяцы, надеюсь, будут заключены контракты на создание в регионе новых промышленных предприятий.
Современных, интересных, по очень перспективным направлениям. Наша компания рассчитывает участвовать в одном из этих проектов, а именно – в строительстве завода по производству препаратов из жира морзверя, известного своими целебными свойствами. Надо продолжать заниматься обновлением промыслового флота, переоснащением производственной базы, расширением промысловой сферы и рынка сбыта продукции, поддержкой наших социальных проектов – спортивно-развлекательного комплекса «Снегорка», организаций ветеранов и инвалидов, детского спорта, профориентационной работы среди школьников и студентов.
Планов и идей громадье, в чем немалая заслуга моего заместителя, директора по развитию предприятий Петра Голубовского. Работа не ждет, и я решил сосредоточиться на производстве. Это и есть основная причина моего решения оставить депутатскую деятельность. 20 лет – достаточно долгий срок в региональной политике. - Долгий. Вас это как-то изменило? - Я благодарен судьбе за то, что мне по жизни везло на хороших учителей, наставников. Когда пришел работать в Омсукчанскую геологоразведочную экспедицию, попал в коллектив прекрасных спецов, которые пошли в геологию не из-за престижа или на «хлебное место», а по призванию.
У них было чему поучиться, и в первую очередь – отношению к своей работе. Довелось поработать под началом замечательных руководителей – таких, как директор Дукатского ГОКа Анатолий Михайлович Кусков. Я старался походить на него. Со временем перестаешь замечать, как исподволь учишься чему-то хорошему у других, стараешься перенять все лучшее. Так же и в депутатской работе. 20 лет встреч и общения с избирателями незаметно для меня самого воспитали во мне дипломата, научили слушать и слышать. За это я очень благодарен моим землякам.
Так же благодарен им за то, что они помогли понять опрометчивость скоропалительных, необдуманных обещаний. Не только руководитель – любой человек должен быть хозяином своего слова. Не в плане «я хозяин, могу дать слово, могу его и забрать». Нет. Дал слово – держи. По меньшей мере, попытайся его сдержать, сделай все для этого. Далеко не всем обращавшимся ко мне удавалось помочь, и я об этом сожалею.
Сожалею, что пришлось в силу обстоятельств, которые оказались сильнее меня, изменить своему первому решению проголосовать на Думе против пенсионной реформы. Честно: я этим не горжусь. Хотя есть и то, о чем не стыдно вспомнить. К примеру, как мы вместе с коллегой Александром Басанским добились выделения финансирования на возобновление в области геологоразведки. Нам удалось навести порядок в самой Думе, избавиться от скандалов и разборок, отладить нормальный рабочий процесс и деловые отношения, упорядочить работу экономического и социального блоков, разобраться с деятельностью терфонда обязательного медстрахования, ОЭЗ.
- Михаил Николаевич, в целом вы удовлетворены депутатской работой?
- На 50 процентов. Я хотел бы, чтобы законы, которые принимаются на местах, в регионах, имели преимущество над федеральными. Мое глубокое убеждение: федерация – это когда законы рождаются на земле, на конкретной территории, людьми, которые живут и работают здесь и сейчас. Кому, как не им, знать, что и как нужно делать?
Увы, у нас все устроено иначе: законы принимаются «наверху», откуда не видно нужд и чаяний регионов. Поэтому законы на местах нежизнеспособны, а зачастую даже вредны.
- Значит, вы без сожалений оставляете политику?
- Я остаюсь в политике, но - в политике отраслевой, как член Общественного совета при Росрыболовстве, член совета Всероссийской ассоциации рыбопромышленников и экспортеров, президент Магаданской ассоциации рыбопромышленников.
В этих общественных организациях мы пытаемся влиять на решения регулятора отрасли, отстаиваем права и интересы рыбаков и потребителей рыбной продукции, что, согласитесь, тоже немало, тем более с 20-летним опытом народного избранника.
Я искренне благодарен магаданцам, которые все эти годы доверяли мне представлять их интересы в областной Думе. За их поддержку, за их требовательность, за совместную работу по благоустройству округа, субботники со сносом сараев, посадкой деревьев, устройством детских площадок и многое, многое другое.
Доверять весь наработанный на нашем округе потенциал постороннему человеку было бы неразумно. Поэтому в качестве продолжателя большого блока проектов я вижу Петра Голубовского, с которым мы вместе работаем уже 35 лет.
Его отличают творческий подход к делу, знание проблем территории, умение выстраивать отношения с людьми и искренняя заинтересованность в благополучии нашей малой родины. Надеюсь, в случае его избрания он оправдает народное доверие. А я остаюсь в Магадане и по-прежнему открыт для встреч и конструктивного диалога.