10 июня 1946 года был организован Невельский морской рыбный порт (фото)
Морской порт Невельск — расположен на юго-западном побережье острова Сахалин, в южной части Татарского пролива. В черте одноименного города, названного в честь адмирала Геннадия Ивановича Невельского. Навигация круглогодичная. Площадь акватории — 2,25 кв км, в порту имеется 26 причалов общей протяженностью 2701 погонных метра. Пропускная способность порта — 784,8 тысячи тонн грузов в год, 11 000 пассажиров. В состав порта входят морские терминалы: Южно-Курильск, Крабозаводск, Малокурильск, Курильск и Северо-Курильск.
До 1905 года на месте Хонто (город Невельск) был небольшой разбросанный айнский поселок Турумай. Сама природа побеспокоилась о создании здесь естественного мола. Издавна парусные суда, возившие рыбу в Японию, находили убежище в этой бухте. После того как Южный Сахалин присоединился к Японии, началось переселение в Хонто японских рыбопромышленников.
Уже в 1915 году бывший тогда губернатором Окада Бундзи запланировал перестроить бухту при минимальных строительных затратах в порт. Исследовательские работы проводились профессором Иосимо Камэсабуро и инженером Учита Томийоси. Строительство порта началось в 1916 году и велось непрерывно в течение 10 лет. Была ограждена водная поверхность в 528 тысячи кв метров. Дно выравнивалось из расчета захода в этот узкий и длинный порт судов водоизмещением до 2,5 тысячи тонн. Глубины в порту были в пределах 6,9 м и 7,2 м. Грунт засыпали от устья реки Тоомаигава (ныне река Казачка). Строительный камень вулканического происхождения возили с острова Кайбато (Монерон). Строить быстро мешал скалистый грунт, покрытый песком, илом, булыжником, галькой. Сильные ветры до 30 м в секунду приостанавливали работы. Весной и осенью разнобой в работу вносили приливы и отливы, изменявшие уровень воды до 60 см. Постройка мола заняла период с 1920 по 1925 год. При подготовке фундамента под мол использовалась природная скала, выровненная водолазами. Порт Хонто вступил в число действующих в 1927 году. В 1946 году на его базе был организован Невельский морской рыбный порт.
Основной рывок в своем развитии и в укреплении значимости морских ворот острова порт сделал в послевоенные советские годы, когда началось массовое заселение южного Сахалина. Завозился крупный рогатый скот, свиное поголовье, регулярно пошли караваны с хлебом, стройматериалами. Налаживание рыбохозяйственной деятельности на Курилах требовало постоянной водной магистрали, надежно связывающей Сахалин с островами. Невельская незамерзающая гавань как нельзя лучше подходила к такой роли. Насыщенный оборот судоходства выдвигал перед портовиками задачу создания новой береговой инфраструктуры. Были построены мощной холодильник, склад ГСМ, складские помещения, собственная электростанция, цех рыбообработки. Порт имел свой маломерный флот — катера, плашкоуты, а три его земкаравана сооружали порты в Холмске, Корсакове, Поронайске, Северо-Курильске, Южно-Курильске. И это, не считая создания портовой линии для НБТФ. На свои средства моррыбпорт возводил капитальное жилье, содержал подростковый летний лагерь "Сокол", имел базу отдыха.
Невельский рыбный порт сегодня не только достояние города, но и исторический памятник. Ведь он был первым на Южном Сахалине.