В России появился новый ретейлер под руководством экс-главы «Магнита»
Сети-лидеры Сибири и Дальнего Востока объединили свои бизнес-процессы. Новый альянс «Восточный союз» сразу оказывается в топ-10 крупнейших сетей России. Гендиректор — Ольга Наумова, экс-глава «Магнита».
Крупнейшие игроки Сибирского и Дальневосточного продовольственного ретейла — ГК «Красный Яр», «Самбери» и ГК «Слата» — объединились в холдинг под названием «Восточный союз», сообщили стороны сделки. Гендиректором компании стала Ольга Наумова.
Что известно про новую компанию
ООО «Восточные розничные сети» (название управляющей компании «Восточного союза») было зарегистрировано в начале мая в Иркутске. Ее акционерами в равных долях (по 33,33%) являются хабаровская компания «ДВ Невада» (представляющая «Самбери»), иркутская ООО «Маяк» («Слата») и красноярская ООО «Смарт» («Красный Яр»).
Как рассказала Ольга Наумова, основная задача нового холдинга — получение «долгосрочного экономического эффекта для участников за счет комплексного решения общих задач». У участников альянса будут централизованная стратегия развития, общий категорийный менеджмент, закупочная деятельность, развитие собственной торговой марки (СТМ) и онлайн-торговли, маркетинг, ИТ-решения, логистика и прочее. Кроме того, они будут использовать общую базу данных, совместно оптимизируют расходы на развитие, будут делиться лучшими бизнес-практиками.
В течение 2021 года в рамках альянса планируется выстроить совместное управление приоритетными категориями товаров, подписать прямые контракты с федеральными поставщиками, произвести обмен лучшими практиками, наладить собственный импорт по ряду приоритетных категорий, проработать новые запуски собственных торговых марок (СТМ) и консолидировать значительную часть закупочного оборота сетей.
Также «Восточный союз» планирует организацию хабов для магистральных поставок и распределительных центров «последней мили», что позволит перестроить цепочку поставок в масштабах Сибирского (СФО) и Дальневосточного федеральных округов (ДФО), увеличить долю рынка и стать крупным заказчиком для поставщиков — сопоставимым с основными федеральными сетями», уточнил гендиректор «Самбери» Лев Волков.
Акционеры «Восточного союза» считают, что все это даст возможность ускоренного развития современных форматов торговли на территориях СФО и ДФО и обеспечит доступность продуктов и товаров повседневного спроса для жителей региона «в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры».
Чем известны участники альянса
В сделку по созданию «Восточного союза» вошли более 600 магазинов.
-
ГК «Красный Яр» открыла первый гастроном одноименной сети в 1997 году, в центре Красноярска. У группы сети двух форматов — гастрономы «Красный Яр» (65 точек) и дискаунтеры «Батон» (133 точки). Ретейлер работает в 25 населенных пунктах Красноярского края и Республики Хакасия, владеет собственным распределительным центром.
-
«Самбери» — крупнейшая на Дальнем Востоке сеть гипермаркетов была создана более 16 лет назад. Первый на Дальнем Востоке гипермаркет «Самбери» в формате дискаунтер был открыт в Хабаровске. Сегодня сеть «Самбери» — это 30 гипермаркетов и 12 супермаркетов под брендом «Самбери», 56 магазинов у дома «Раз Два» и 77 дискаунтеров «Близкий», расположенных в Хабаровском и Приморском краях, Амурской и Еврейской автономной областях.
-
ГК «Слата» — один из крупнейших игроков Сибири, начала свое развитие в 2002 году. На текущий момент в сеть входит 80 точек в Иркутске, Ангарске, Шелехове, Братске и Саянске. С 2014 года ГК «Слата» развивает сеть дискаунтеров «ХлебСоль» (244 универсама), расположенную в Иркутской области и в Забайкальском крае.
Гендиректор «Восточного союза» уточнила, что магазины продолжат работать под привычными для покупателей брендами. Переход под единый бренд в настоящее время не планируется. По собственным данным, совокупная выручка участников «Восточного союза» в 2020 году составила более 120 млрд руб. без НДС, что позволяет объединению разделить девятое место с «Монеткой» в топ-10 игроков российского продовольственного ретейла. Лидеры продуктового ретейла в России по итогам прошлого года — X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», Карусель») с оборотом в 1,97 трлн руб., «Магнит» (1,51 трлн руб.) и «ДКБР Мега Ритейл Групп» (объединенные «Дикси», «Бристоль», «Красное & Белое»; 950 млрд руб.)
Чем известна Ольга Наумова
Топ-менеджер, до прихода в сферу розничной торговли долгое время занималась промышленностью. В 2001 году начала работать в структурах «Северстали», в 2002–2006 годах была гендиректором Череповецкого сталепрокатного завода. В 2009 году возглавила дочернюю компанию Новолипецкого металлургического комбината ООО «НЛМК-Сорт». С 2010 по 2013 год занимала пост гендиректора компании «Римера», нефтесервисного дивизиона Челябинского трубопрокатного завода.
С мая 2013 года возглавляла торговую сеть «Пятерочка», входящую в X5 Retail Group. Именно в этот период X5 обогнала своего главного конкурента — «Магнит» и по числу магазинов, и по выручке. Но в июне 2018 года Наумова возглавила сам «Магнит». Проработала с этой командой год — летом 2019 года она приняла решение покинуть свой пост из-за разногласий с советом директоров по поводу стратегии развития компании.
Осенью того же года Наумова возглавила логистическую компанию LORUS SCM, основным акционером которой является председатель совета директоров «Соллерса» и основной владелец этой компании Вадим Швецов. Несмотря на формирование «Восточного союза», топ-менеджер сохранит за собой позиции заместителя гендиректора и члена совета директоров «Соллерса», где продолжит заниматься стратегическими проектами развития в рамках группы. В LORUS SCM все операционное управление передано новому исполнительному директору.
Зачем понадобилось объединение
Как считает исполнительный директор сети «Слата» Ярослав Шиллер, каждая из сетей, вошедших в альянс, достигла лидерства в своем регионе и назрел переход на следующую ступень, «который возможен только в парадигме партнерства».
Гендиректор сети «Красный Яр» Анжела Рябова убеждена, что в рамках стратегического альянса у его участников открываются возможности консолидации общих для всех компаний функций, а также выстраивания мультибрендового и мультиформатного игрока на базе уже существующих магазинов.
«В нашем регионе много проблем: удаленность от центральной части России и, как следствие, длительная транспортировка товаров, недостаток местных производителей и поставщиков, определенная зависимость от китайского импорта свежих овощей и фруктов, недостаток высококвалифицированных кадров. Даже очень крупной сети, каковыми являются участники объединения, довольно трудно решать эти проблемы в одиночку, особенно на фоне текущих экономических реалий», — подчеркнул Лев Волков из «Самбери».