12 месяцев из жизни Мурманского рыбного порта | фото
ЯНВАРЬ
Улов года
В январе 2016 года в Мурманск прибыл литовский транспорт-рефрижератор «Capella». Он привез 4260 тонны скумбрии, сардины и сардинеллы, выловленных мурманскими траулерами у берегов Африки. Но интересны не только объём груза или район промысла. Последний раз такую рыбу, как сардина и сардинелла, в Мурманск доставляли аж в 2003 году!
ФЕВРАЛЬ
Борьба года: раунд первый
В феврале рыбный порт и мэрия Мурманска возобновили многолетний диалог по ситуации вокруг Жилстроя. Впрочем, для нового собственника «ММРП» это был первый раунд переговоров. Напомним, долги управляющих компаний (что частных, что муниципальных) перед портом за поставленное отопление достигли астрономических сумм. Мэр Мурманска Алексей Веллер признал, что наложенная на «ММРП» обязанность отапливать Жилстрой мешает развитию предприятия и предложил искать компромисс. В частности, стороны обсудили идею строительства автономной котельной в этом микрорайоне города. Но как выяснилось позже, что-либо делать мэрия не торопилась…
МАРТ
Назначение года
1 марта генеральным директором Мурманского морского рыбного порта вместо Александра Полянского был назначен Олег Креславский, много лет проработавший в группе компаний «Севрыба». Заодно порт поменял и название: в связи со сменой формы собственности ОАО «ММРП» превратилось просто в акционерное общество.
Облом года
Ни одно мурманское судно, промышлявшее путассу в районе Фарерских островов, не зашло в марте в родную гавань с полными трюмами. Рыбаки предпочитали сдавать уловы в иностранные порты или отправлять транспортами в Петербург. Причина и в общей экономической ситуации (падение курса рубля и т.п.), и в затянувшемся конфликте между ООО «Робинзон» и УВД Мурманской области. Напомним, полицейские обвинили капитана одного из судов этой компании в контрабанде, когда обнаружили незначительный перевес в нескольких проверенных коробках с рыбой. В ответ «Робинзон», обладающий немалой по нынешним меркам рыболовной флотилией, просто перестал доставлять рыбу в Мурманск.
АПРЕЛЬ
Успех года
Чтобы нивелировать потери от падения объемов поставок рыбы, руководство АО «ММРП» начало активные поиски альтернативных заказов. Несомненным прорывом стало апрельское участие предприятия в заброске большой партии груза на полуостров Таймыр для холдинга УК «ВОСТОКуголь». Транспорт «Иван Папанин», пришвартовавшийся в рыбном порту, принял на борт не только оборудование, комплектующие, ГСМ, вахтовые городки, продукты, но и гусеничную технику – вездеходы, экскаваторы, тягачи. В июне с аналогичным грузом отправился в Арктику и теплоход «Павел Вавилов».
Борьба года: раунд второй
Изучив предложение рыбного порта по возможным путям решения проблемы Жилстроя, глава администрации Мурманска Андрей Сысоев обвинил юристов АО «ММРП» в… непрофессионализме. Оказывается, мэрия не собирается оплачивать долги муниципальных управляющих компаний за поставленное отопление. Более того, по мнению чиновников, порт никуда не денется от необходимости снабжать этот микрорайон теплом. Поэтому глава администрации предложил портовикам просто подождать расселения ветхих домов: мол, тогда необходимость их отапливать просто отпадет. Либо взять финансирование на себя. В ходе последовавшей полемики Андрей Сысоев понял, что погорячился и предложил взять тайм-аут для более пристального изучения проблемы.
МАЙ
Ударники года
Неожиданно удачным оказался май для мурманских рыбаков, работающих на прибрежном промысле. Они доставили в родной порт свыше 3000 тонн охлажденной рыбы. Таких высоких уловов на прибрежке не было несколько лет. Обычно объемы не превышают 1500 тонн, редко – 2000.
Закупка года
Чтобы оперативней разгружать рыбопромысловые суда, АО «ММРП» закупило в мае четыре новых электропогрузчика марки Crown. Это первая подобная покупка за последние 6 лет, ведь пока рыбный порт находился в государственном управлении, инвестиции в обновление парка большой и малой механизации практически не велись.
ИЮНЬ
Демонтаж года
В июне начался демонтаж системы отопления, снабжающей теплом весь 1-й грузовой район рыбного порта. Необходимость выполнять функции теплоснабжающей организации пудовой гирей висит на ногах предприятия, принося одни расходы. Поэтому решили начать экономить с себя, установив автономные электрокотельные в зданиях 1-го района.
Переполох года
Впервые за несколько лет в рыбном порту образовалась очередь из судов, ожидающих выгрузки. Для разбора ситуации на причалы приехал даже министр рыбного хозяйства Мурманской области Андрей Иванов. Выяснилось, очередь возникла из-за того, что рыбопромышленники слишком поздно предупреждают диспетчеров порта о приходе крупнотоннажных судов. В итоге, сошлись на том, что рыбаки будут уведомлять о таких вещах заранее. А портовики постараются не допускать заторов.
ИЮЛЬ
Праздник года
Круглую дату отметили портовики в середине года. 7 июля исполнилось ровно полвека с того дня, как Мурманский морской рыбный порт за успехи в труде был награжден орденом Ленина.
Недоумение года
Спустя две недели после переполоха, вызванного июньской очередью на выгрузку рыбы, в порту проанализировали, как стороны выполняют обещания. Выяснилось, что «ММРП» свою часть обязательств выполнил, задержек не допускал. А вот промысловики, по большому счёту, нет. Только одна компания заблаговременно предупредила о подходе своего крупнотоннажного судна.
АВГУСТ
Удивление года
На исходе лето руководство АО «ММРП» подвело неожиданные итоги: сколько проверок со стороны государства пришлось на долю порта после его перехода в частные руки. Выяснилось, что за полгода предприятие стало объектом внимания 26 контролирующих органов. Специалисты порта предоставили информацию по 226 плановым и внеплановым проверкам, камеральным проверкам и запросам, обязательным для исполнения. На подготовку ответов от своей прямой деятельности было отвлечено 78 сотрудников, потративших 2580 часов рабочего времени. В итоге затраты трудовых и материальных ресурсов АО «ММРП» только за первые 6 месяцев 2016-го составили в денежном выражении 1,2 миллиона рублей! Впрочем, пока порт находился в госсобственности, проверяющих было не меньше: в 2011-2015 годах было проведено 68 плановых и неплановых проверок общей продолжительностью 547 дней. Это 30% от всего календарного времени!
СЕНТЯБРЬ
Инвестиция года
В сентябре порт начал модернизацию 3-го холодильного терминала. Там установили новые распашные ворота, что позволило гарантировать полное соблюдение стандартов температурных режимов в камерах холодильника. А также заменили светильники внутри терминала и на эстакадах. На модернизацию холодильника потратили 1,3 миллиона рублей, и работы продолжаются. Одновременно начался монтаж новой цифровой АТС порта. Также за лето были отремонтированы железнодорожные пути (на сумму 7,9 миллиона рублей), буксиры «Безотказный» и «Быстрый» (14 миллионов), 14 портальных кранов (4,9 миллиона).
В целом, за 9 месяцев 2016 года на ремонт техники и помещений порт потратил 44 миллиона рублей. Для сравнения в 2011-2015 годах, пока ОАО ММРП находилось в федеральной собственности, государство инвестировало в его развитие всего 56 миллионов рублей!
ОКТЯБРЬ
Борьба года: раунд третий
Очередной диалог между руководством порта и мэрией Мурманска о судьбе Жилстроя прошёл в присутствии главного федерального инспектора по Мурманской области Андрея Калинина. Глава администрации города Андрей Сысоев начал разговор с традиционных нападок на АО «ММРП». Благодаря вмешательству федерального инспектора беседу все-таки удалось перевести в конструктивное русло. Выяснилось, что у мэрии всё же есть проект решения проблемы. По словам Сысоева, уже к осени 2017 года часть домов на улицах Новосельская, Заречная, Песочная расселят, а другую оборудуют локальными источниками теплоснабжения - электрообогревателями. Это избавит ММРП от обязанности оказывать неоплачиваемую услугу, а мэрию от необходимости компенсировать порту теплопотери на муниципальном паропроводе. А для отопления более крепких домов на Фестивальной в 2018 году построят новую котельную.
НОЯБРЬ
ЦИФРА ГОДА
В ноябре порт подвел итоги первого этапа мероприятий по ремонту и модернизации парка перегрузочной техники и организации работы перегрузочного комплекса. Напомним, в начале 2016 года не раз возникала ситуация, когда в южном районе порта оставался только один работающий портальный кран. Сейчас все 23 крана находятся в рабочем состоянии (13 – в южном районе, 7 – в северном, 3 – на Угольной базе). Кроме того, в строю находятся 14 электропогрузчиков и 7 автопогрузчиков. Причем 9 единиц этой техники – новенькие, приобретены весной-летом этого года! Работать при помощи этой техники могут 15 бригад докеров общей численностью в 133 человека. Нынешние мощности АО «ММРП» позволяют переваливать за год 450-500 тысяч тонн рыбопродукции. Увы, объемы поставки с промысла пока не дотягивают до возможностей предприятия. Напомним, в 2015 году в порт было доставлено всего 217 тысяч тонн рыбопродукции.
ДЕКАБРЬ
Конфликт года
В декабре начальник станции Новорыбная несколько раз запрещал проезд тепловозов порта через свою территорию, аргументируя это их плохим техническим состоянием. Эта ситуация парадоксально вдвойне. Во-первых, у ревизоров РЖД, регулярно проверяющим подвижной состав железнодорожного хозяйства АО «ММРП», претензий к качеству ремонта локомотивов не было. Во-вторых, и станция Новорыбная, и прилегающие к ней железнодорожные пути на самом деле принадлежат рыбному порту. Правда, в 2005 году тогдашнее руководство «ММРП» сдало их вместе с нефтебазой порта в аренду Первому мурманскому терминалу. Получается, что сейчас временный жилец не пускает на порог хозяина дома! Такой подход со стороны ПМТ вынуждает руководство порта всерьёз задуматься о расторжении договора аренды №222.
источник: АО "Мурманский морской рыбный порт"