Федеральные власти предлагают сахалинским рыбакам создать свою систему доставки улова на материк
Дальневосточная рыба доходит до Москвы по железной дороге уже испорченной, рассказал 27 июля на круглом столе в Южно-Сахалинске Виталий Момот, председатель ассоциации операторов рефрижераторного подвижного состава.
— В 2016 году железной дорогой перевезено 5 миллионов тонн продуктов питания, требующих соблюдения температурных условий при перевозке. При этом более 90% рыбы с Дальнего Востока везётся именно железнодорожным транспортом, — подчеркнул он.
Однако ещё в 2007 эти объёмы превышали 10 миллионов тонн, и причины снижения — в несоблюдении продовольственной безопасности. Сегодня скоропортящиеся грузы перевозятся в изотермических вагонах, вагонах-термосах и рефрижераторных секциях. Самому новому вагону — 24 года, а средний возраст вагонов — более 30 лет. За всё время вагоны ни разу не проверялись на соответствие техническим требованиям, на теплоизоляционные свойства.
— Ни одной лаборатории, способной проверить теплопроводность кузова вагона, в России сегодня нет, — подчеркнул докладчик.
Теперь компания «Рефсервис», дочернее предприятие «РЖД», через свои связи пробила и выдвинула на рынок 1,5 тысячи вагонов-термосов. По словам Момота, это обычный крытый вагон с толстой стенкой, внутри — полипропилен. В него в летний период грузится рыба с Дальнего Востока, норма следования до Москвы составляет 21 сутки.
Когда эта рыба приезжает в распределительный центр под Москвой, её температура может составлять -3, -5 градусов вместо изначальных -18. Тогда её «домораживают» до нужной кондиции и пускают в продажу.
Островные рыбаки задались вопросом, в чём же тогда перевозить рыбу с Сахалина.
— Подвижной состав в силу своей изношенности не может поддерживать температуру, — выступила Галина Егорова из компании «Тунайча», — рефконтейнер подаётся без охлаждения, при этом погрузка и досмотр в очереди летом длятся не один час.
Из нескольких присутствующих в зале высоких федеральных чиновников ответить на вопрос взялся по своей воле заместитель руководителя Росрыболовства Пётр Савчук. Он прямо заявил рыбакам, что подумать о перевозке — прежде всего задача для них самих. В зале с разных мест раздался громкий и отчасти вызывающий смех.
— Ничего смешного нет! — рассерженно бросил Савчук. — Если вы пользователь, то должны подготовить рефконтейнер, что тут ещё выдумывать. Не готовы — значит, не перевозите. Инфраструктуру нужно создавать, неужели непонятно? Холодильники должны быть, рефконтейнеры. Есть автомашины, дороги есть.
— Автомашинами очень дорого перевозить рыбу, — возразили с мест.
— Так она и дорого стоит, между прочим. Кому вы эти вопросы задаёте, вы же организуете свой бизнес.
— Так у нас нет своего подвижного состава!
— Заказывайте!
Под возмущённый шум в зале поднялся с места гендиректор ООО «Янтарное» Николай Лысяк:
— Две тысячи вагонов прошли техосмотр, и мы не имеем права в них возить. Давайте накажем хозяина! — предложил он, вызвав этим самым дружные аплодисменты.
Недоумение рыбаков было вполне понятно: они просто ловят рыбу и не хотят ещё брать на себя доставку и сбыт, поскольку каждый должен заниматься своим делом. А московский чиновник апеллировал к тому, что рыба доставляется с нарушениями и в результате никому не нужна, никто её не покупает.
— Нужно эту систему сломать. Для этого вводится и электронная ветеринарная сертификация, электронные промысловые журналы. Посадите специалиста, давайте позанимаемся, подготовимся к этому — нет, всё отрицаем! Никто даже не начал это делать, а мы всё отрицаем! — негодует Пётр Савчук.
— Да у нас уже бригадир должен быть с высшим образованием, чего вы говорите! — поднялся с места ещё один участник круглого стола. — А ему надо рыбу ловить, а не сидеть за компьютером.
— Ну, время такое, коллеги, — развёл руками федеральный чиновник. — Наймите специалиста. Вы в каком веке живёте?
— А вы в какой России живёте? — крикнули из другого угла.
— Мы живём в нормальной России, мы создаём условия… Если вы не соответствуете, то нужно не выпускать этот товар, закрыть это предприятие.
«Во молодец!» — громко пробасил кто-то в зале, перекрывая всеобщий шум и смех.
В качестве рефери поспешил выступить исполняющий обязанности председателя правительства области Анатолий Макоедов:
— У нас на 16 часов назначен кофе-брейк, давайте прервёмся, — умиротворяющее предложил он.
Пётр Савчук всё же напоследок перед паузой ещё раз обвинил островных рыбаков в том, что они пытаются поставить товар в ненадлежащем виде, а есть структуры, которые могут организовать доставку, и это стоит больших денег. Но эта реплика уже осталась без ответа.