АО «ЯМСы» (холдинг "Норебо") – флагман ярусного флота | ФОТО
Ярусный флот, пришедший работать на Камчатку в 1990-х, имеет трудную судьбу. Но невзгоды остались в прошлом. Смена акционеров позволила начать эту историю с чистого листа. Теперь суда ярусного флота принадлежат АО «ЯМСы». Они успешно ведут промысел, наращивая объемы вылова. Каких результатов АО «ЯМСы» достигло к сегодняшнему дню? Что ждет от завтрашнего?
Новые надежды
В этом году АО «ЯМСы» ждет новоселье. В ноябре ряд дальневосточных компаний, которые входят в холдинг «Норебо», переедут в новое офисное здание в Сероглазке. Помимо АО «ЯМСы» здесь расположится аппарат управления АО «АКРОС», ООО «Ролиз», ЗАО «Сахалин Лизинг Флот», ООО «Магадантралфлот».
Пять лет назад кто-то опасался, что бизнес, приобретенный на Камчатке холдингом «Норебо», уйдет из нашего региона. Но этого не произошло, наоборот: здесь появились новые компании, новые рабочие места. «Норебо» вкладывает огромные средства в ООО «Терминал «Сероглазка», которое фактически заменило нам почивший рыбный порт. Ежегодно десятки тысяч тонн рыбной продукции отправляются отсюда в контейнерах на российский и зарубежный рынки. АО «ЯМСы» активно участвует в этом проекте, получившем статус резидента свободного порта Владивосток.
«Группа «Норебо» стала одним из крупнейших инвесторов Камчатки, – говорит Михаил Галахин. – Благодаря нашим акционерам мы обновляем флот, покупаем дополнительные доли квот. Мы развиваемся. У нас большие планы».
Путь к успеху
«Наше предприятие лидирует в России по добыче ярусной трески и палтуса. Наш ежегодный вылов составляет порядка 20 тысяч тонн рыбы», – говорит Михаил Галахин.
Ярусный лов не так масштабен, как траловый. Зато рыба, добытая ярусом, ценится выше, так как меньше травмируется во время добычи. Это продукт премиум-класса.
АО «ЯМСы» – одна из немногих российских рыбодобывающих компаний, которая производит филе из свежего улова на судах без лишней заморозки. Информация о том, что товар изготовлен АО «ЯМСы», служит знаком качества на международном рынке, где неоднократно замороженные рыбные продукты (как правило, китайские) теряют спрос.
Предприятие работает не только на экспорт: значительный объем улова поступает и на внутренний рынок. Все камчатские переработчики черного палтуса приобретают сырец у АО «ЯМСы». Если увидите в продаже продукт из этой рыбы, можете не сомневаться: она добыта судами этой фирмы. Причем «ЯМСы» работают лишь с надежными партнерами. Те, кто хочет заработать шальные деньги на перепродаже чужого улова, давно отсеялись.
Бывают предприятия, вроде успешные, однако рабочий люд там не держится. Об АО «ЯМСы» такого не скажешь. Если год выдался прибыльным, он стал прибыльным для всех 250 работников этой фирмы без исключения.
«В 2017-м предприятие и наши рыбаки заработали неплохо, – говорит Михаил Галахин. – Члены экипажей стали брать ипотеки, кредиты. Значит, у людей появилась уверенность в будущем. Текучести кадров нет. Те, кто когда-то ушел, не увидев перспективы, возвращаются».
«Сегодня матрос в АО «ЯМСы» может заработать за рейс почти вдвое больше, чем я зарабатывал старшим помощником капитана», – говорит начальник отдела эксплуатации флота Андрей Ковалёв, который, как и Михаил Галахин, перешел на административную должность с ярусного флота.
Кубок «Аланетта»
Сейчас все суда АО «ЯМСы», завершив рейсы, стоят в Петропавловске и готовятся к новой экспедиции. Место стоянки – причалы ООО «Терминал «Сероглазка». Эта компания, созданная на базе флота ЗАО «АКРОС», тоже входит в группу «Норебо» и является одним из крупнейших грузовых терминалов Камчатки. Здесь же суда получают весь набор флотских услуг.
На любом флоте есть свой флагманский корабль. Флагманом АО «ЯМСы» стал СЯМ «Аланетт». Как и другие суда компании, СЯМ «Аланетт» построен в начале 1990-х. Проект считается очень удачным. Рабочие качества, мореходность и другие характеристики судна не устарели. Для экипажа созданы комфортные условия. В каждой каюте – душ, санузел. На борту есть финская сауна. Эти евростандарты только-только приходят на наш флот, а для тех, кто работал на судах АО «ЯМСы», они стали нормой еще 20 лет назад.