Группа компаний «Гидрострой» усиливает влияние в Сахалинской области
В Сахалинской области идет формирование территории опережающего развития (ТОР) «Курилы». Постановление о ее создании было подписано в конце августа, обозначен профиль ТОР – глубокая переработка рыбы и других водных биоресурсов. Также обозначены преференции для резидентов: таможенные и налоговые льготы (к 2026 году их объем достигнет 2,2 млрд рублей), помощь в создании инфраструктуры. Результатом должно стать создание 700 новых рабочих мест, 5,8 млрд рублей налогов за тот же период – до 2026 года, усиление российско-японских хозяйственных (а как следствие и политических) связей и, конечно, увеличение в десятки раз выпуска рыбной продукции.
При этом изначально подчеркивалось, что ТОР создается под конкретный проект конкретного предприятия. Решение о формировании ТОР «Курилы» было принято после обращения руководства рыбокомбината «Островной». Того самого, который «прославился» на всю страну после прошлогодней прямой линии с президентом, когда его работники пожаловались на чудовищные задержки зарплаты. Год прошел в попытках выправить ситуацию, найти и наказать виновных, а главное – реанимировать некогда процветающее производство, градообразующее предприятие Шикотана.
Решение было найдено: комбинат «Островной» как якорный резидент ТОР «Курилы» готов заняться строительством комплекса по выпуску мороженой и охлажденной рыбопродукции и консервов. Инвестиции в проект – 7,4 млрд рублей, рабочих мест – 700. Консервный завод, корпус под линию рыбомучной установки, морозильный склад на 15 тысяч тонн будут готовы, согласно проекту, к 2018 году, два роботизированных морозильных завода и завод по глубокой переработке тресковых и лососевых пород рыб – к 2020-му.
Однако недавно стало известно, что на Шикотане аналогичный рыбоперерабатывающий комплекс уже создает крупнейший в отрасли игрок, у которого проблем, подобных тем, что есть у «Островного», не было и нет, – группа компаний «Гидрострой».
Планы комбината «Островного» последний раз внятно озвучивались летом. А в телесюжете, вышедшем на государственном телеканале несколько дней назад, о них не упоминается вовсе. Зато много говорится о планах «Гидростроя»: здесь и рассказ о недавно купленных современных судах, и о развернувшемся строительстве рыбоперерабатывающего мегакластера, и о создании энергетической инфраструктуры, и о намерении «накормить сардиной иваси не только Россию, но и Китай, и даже страны Африки».
Получается, «Гидрострой» вытеснил «Островной» из проекта? Или на одном небольшом острове смогут уживаться и конкурировать два масштабных предприятия одного профиля? А может быть, две компании объединились на условиях, устроивших обе стороны?
НЕ КОНКУРЕНТЫ
Владимир Бочарников, генеральный директор ЗАО «Курильский рыбак» (входит в структуру ГК «Гидрострой») на вопрос о том, задействует ли компания мощности «Островного» для реализации своего проекта и связаны ли как-то компании между собой, отвечает однозначно: нет. Отметим, что и руководство, и новый инвестор «Островного» не имеют к «Гидрострою» отношения (весной 2016 года инвестором первого стала сахалинская компания ООО «Курильский универсальный комплекс». – Прим EastRussia).
– На Шикотане «Гидрострой» запустил свой завод еще в 2003 году. Он у нас был третьим по счету: до него построены два рыбоперерабатывающих комплекса на Итурупе – «Ясный» и «Рейдово», а комплекс «Колхоз имени Кирова», что в Корсаковском районе, вошел в состав «Гидростроя» в 2009 году, – говорит EastRussia Владимир Бочарников. – Так что база на Шикотане у нас давно есть: сам завод, холодильники, общежития для работников. Свой причал мы здесь построили. В начале осени к нам пришли норвежские суда – рыболовецкие траулеры, купленные «Гидростроем»: «Торленд» и «Торон». Словом, речь идет не о запуске проекта с нуля, а о переоборудовании, обновлении.
Как рассказывает Бочарников, сейчас все руководство «Гидростроя», по его выражению, «в полном составе» уехало в Исландию: перенимают опыт работы похожего рыбоперерабатывающего комплекса, изучают новое оборудование, которое сахалинская компания закупила у исландских коллег.
– Исландская линия для переработки у нас уже установлена, смонтировали ее меньше чем за две недели. Ждем другого автоматизированного оборудования – по сортировке, укладке. Завод будет специализироваться на мороженой продукции из сардины иваси и минтая. Производительность его будет 1000 тонн в сутки, – говорит Бочарников. – Запустим новый завод ориентировочно к июню 2018 года. Сказать, что особо много рабочих мест на нем будет создано, не могу: из-за высокой степени автоматизации производства их не может быть много.
В «Гидрострое» говорят: главное, в чем могло бы помочь компании государство, – это энергетическая инфраструктура. По расчетам, мощность, потребляемая заводом, составит 6 мегаватт, а на Шикотане с энергообеспечением туго. А как же ТОР? Там ведь должны помочь резидентам с созданием необходимой инфраструктуры? Но «Гидрострой» не является ее резидентом. И вроде бы даже не собирается.
– На участие в ТОР «Курилы» на данный момент подана только одна заявка, на 7,4 млрд рублей, – это заявка рыбокомбината «Островной». Она находится в рассмотрении, – сообщила EastRussia Евгения Васильева, официальный представитель Министерства по развитию Дальнего Востока.
Рассмотрение этой заявки длится с начала июля (она была подана до подписания постановления о создании ТОР). Заявка пока даже еще не одобрена. А «Гидрострой» уже вовсю работает, не дожидаясь отмашек и разрешений.
Получит ли одобрение проект «Островного» в создавшихся условиях? Тем более с учетом того, что по возможностям, технологическому оснащению комбинат изначально существенно проигрывал «Гидрострою» (например, своего флота у «Островного» нет, и сырьем с ним «делились» другие компании). Вопросы, пожалуй, риторические.
Можно сказать, что «Гидрострой» отвоевал еще одну территорию. Компания, в частности, активно включается в добыче и переработку сардины иваси, которая сейчас, впервые за долгое время, пошла к Курильским берегам. По прогнозам ученых, в ближайшие 5 лет ее можно будет добывать по 4 млн тонн в год. А это сравнимо с объемом всех водных биологических ресурсов, добываемых в России.
И РЫБАКИ, И СТРОИТЕЛИ
Собственно, это всегда отличало компанию «Гидрострой», – умение быстро ориентироваться в любой ситуации.
Начинало предприятие как строительное – еще в 1990-е. От работы в этой сфере не отказалось, но тогда же, в 90-е, занялось и рыбной отраслью. Так что сейчас это и крупнейший в России рыбохозяйственный холдинг, и одна из ключевых для Сахалинской области строительная компания.
Кроме полутора десятка предприятий, связанных с рыбной отраслью (а их компания всегда строила и обслуживала сама), на счету «Гидростроя» возведенные на островах школы, больницы, детские сады, геотермальная электростанция с подъездной дорогой в 22 км, 6 мостов; 12 км автодорог; около 20 жилых домов, инженерные объекты, аэропорт «Ясный» на Итурупе, культурно-спортивный центр в Курильске, там же – пожарная часть, жилые комплексы для сезонных рабочих. Собственный флот «Гидростроя» – это около 40 судов.
«Все грузовые и пассажирские морские перевозки на Итурупе обслуживает погрузо-разгрузочное управление ГК «Гидрострой». В год перевозится 40–45 тысяч тонн различных грузов. Это обеспечивает потребности самой компании, муниципальных предприятий, населения, а также объектов, строящихся в рамках Курильской программы», – отмечается на официальном сайте группы компаний.
В «Гидрострое» говорят о том, что предприятия, входящие в ГК, являются градообразующими по меньшей мере для четырех населенных пунктов Сахалинской области, а работу дают (с учетом сезонных рабочих) более чем 6000 человек. Это, к слову, больше, чем все население Итурупа.
Создатель ГК «Гидрострой» Александр Верховский однажды заметил, что компания является главным исполнителем федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Курильских островов». С этим трудно не согласиться, остается только добавить, что и одним из ключевых налогоплательщиков Сахалинской области – тоже.
ФИЛОСОФСКИЙ ПОДХОД
При этом сказать, что репутация «Гидростроя» в регионе абсолютно безупречна, нельзя. Периодически с компанией оказываются связаны разного рода скандалы и разбирательства.
В 2013 году, например, жители поселка Озерского составили обращение президенту Владимиру Путину и в областную прокуратуру, жалуясь, что «Гидрострой» местных на работу не берет, оставляя их без средств к существованию, а нанимает на работу гастарбайтеров. Обвиняли руководство компании и в общем развале поселка. Якобы людям пообещали, когда «Гидрострой» заходил в Озерский, в обмен на паи рыбколхоза имени Кирова (к тому времени практически банкрота) наладить жизнь в населенном пункте, но обманули, и стало только хуже.
В разное время предприятия, входящие в «Гидрострой», уличали и в незаконном получении налоговых льгот (речь о десятках миллионов рублей), и в невыполнении в срок строительных договоров.
Но для «Гидростроя» все эти случаи, по большому счету, последствий не имели. После заявления из Озерского в кабинетах руководства холдинга прошли обыски (судя по всему, следователи не нашли того, что их интересовало). А в итоге жители поселка получили из регионального правительства ответ в том духе, что, мол, работодателя понять можно: российские работники злоупотребляют алкоголем, требуют неоправданно большую зарплату, работают плохо, не то что квалифицированные и трудолюбивые иностранцы.
И этот ответ отлично иллюстрирует отношение к компании в регионе в целом: все не без недостатков, а бизнес и вовсе вести без единого промаха невозможно. Но если бизнес «тащит» на себе то, что не под силу ни региональным, ни иной раз и федеральным властям, на некоторые «мелкие промахи» стоит для всеобщего блага закрыть глаза.
Загадывать рано, но высока вероятность, что нечто подобное произойдет и с ТОР «Курилы». Пока все ждут и обсуждают, компания-гигант вовсю работает, создавая производство, аналогов которому в мире немного. И делает это за свои деньги.
Кстати сказать, не все в идее ТОР «Курилы» сахалинцев устроило. В частности, у многих недоумение вызвало намерение активно привлекать в новую ТОР крупных японских инвесторов «для совместного освоения» проектов. Понятно, что те, кто оказался недоволен такой перспективой, руководствовались политическими, а не экономическими соображениями (речь о спорах вокруг Курил). Но в сентябре в регионе была создана Южно-Курильская ассоциация развития (ЮКАР), разработавшая предложения по развитию предпринимательства на Шикотане и Кунашире без участия японской стороны. И здесь все тоже замерло на уровне намерений.
Пока ЮКАР, региональное правительство и федеральные власти искали возможность «встретиться и поговорить», «Гидрострой» еще на несколько шагов продвинулся в своем проекте, по сути, закрыв туда путь для тех иностранных инвесторов, которые этой компании сейчас пока не очень интересны. То есть и большую политику на островах тоже делает бизнес.
Один из источников, прокомментировавших ситуацию вокруг ТОР «Курилы», обратил внимание на сильный политический аспект в вопросе создания и развития данной территории опережающего развития. Так, несмотря на то, что заявления о создании ТОР на Южных Курилах со стороны Минвостокразвития России звучали с 2015 года, непосредственно юридическое оформление новой экономической зоны произошло в ускоренном режиме – буквально в течение двух месяцев. «Ощущение, что это делалось в качестве усиления национальных переговорных позиций накануне встречи лидеров России и Японии на ВЭФ», – отметил эксперт.
Такой логикой объясняется, в частности, риторика вокруг новой ТОР. Российская сторона два месяца подождет от Японии предложений по участию в территории опережающего развития (ТОР) «Курилы», а потом начнет искать для нее инвесторов в России и других странах, заявил 7 сентября журналистам вице-премьер РФ, полномочный представитель президента в ДФО Юрий Трутнев. Срок данного «ультиматума» истекает уже скоро – 7 ноября, при этом до сих пор ни о каких инициативах японской стороны публично объявлено не было. Более того, в Реестре резидентов ТОР, опубликованном на сайте Корпорации развития Дальнего Востока, в принципе отсутствуют резиденты ТОР «Курилы».
«Мы с уважением относимся к предложениям наших японских коллег по совместному развитию Курильских островов, но хотели бы эти предложения увидеть на бумаге», — цитировали в сентябре информационные агентства Юрия Трутнева.
Ранее сообщалось о риторике японских СМИ в ответ на создание ТОР «Курилы». В основе аргументации почти всех газет был тезис о том, что создание данной экономической зоны идет вразрез с достигнутыми ранее договоренностями о поиске форм совместного хозяйствования на островах, поскольку подразумевает исключительно российскую юрисдикцию. А значит, писала пресса, инициатива должна быть игнорирована японским правительством.