Дочерние структуры РРК взяли все «судовые» инвестквоты на самые востребованные промысловые объекты
Владельцы "Русской рыбопромышленной компании" (РРПК) смогут получить почти 40% инвестиционных квот на самые востребованные промысловые объекты Дальневосточного бассейна – минтай и тихоокеанскую сельдь. Комиссия по отбору инвестпроектов, 15 февраля рассмотревшая поступившие в 2017 году заявки, одобрила шесть проектов по строительству крупнотоннажных траулеров-процессоров, заявленных дочерними структурами РРПК из Приморья.
Единогласное одобрение комиссии получили "судовые" проекты (объект инвестиций типа А – траулер-процессор длиной более 105 метров) шести обществ с ограниченной ответственностью — "Минтай первый", "Новый сейвал", "Бухта Троицы", "Новострой", "Новый Восход" и "РРПК Восток". Судя по открытым данным, все компании-победители подконтрольны (через ряд юрлиц) Максиму Воробьеву (сын зампреда Совета Федерации) и Глебу Франку (зять Геннадия Тимченко) – основным бенефициарам "Русской рыбопромышленной компании".
Перечисленные ООО были зарегистрированы в Приморском крае 24-25 октября 2017 года. Все доли учредительных капиталов компаний находятся в залоге у Газпромбанка по договорам банковской гарантии.
Как ранее сообщал ряд федеральных СМИ, 25 октября прошлого года "Русская рыбопромышленная компания" заключила контракт на строительство шести траулеров проекта СТ-192 RFC длиной 108,2 м с входящими в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК) "Адмиралтейскими верфями" в Санкт-Петербурге. Сумма контракта, по данным СМИ, 37 млрд рублей (или около 650 млн долларов США), сроки ввода в эксплуатацию судов – с 2021-го по 2023 годы.
Проект строительства шести супертраулеров "под инвестиционные квоты" предусматривает, как сообщал "Коммерсант", и "нулевое" судно – но только строить его планируется в Испании, на верфи MetalShips & Docks S.A.. Подразумевается, что головное судно (которое не может рассматриваться как объект инвестиций для получения квот) и консультации испанских корабелов помогут "Адмиралтейским верфям", не имеющим опыта в строительстве крупнотоннажных промысловых судов, выполнить контракт в планируемые сроки.
Что интересно, своеобразным "крестным отцом" на подписании контракта РРПК и "Адмиралтейских верфей" выступил замглавы Росрыболовства Петр Савчук, который до прихода в 2015 году на государственную службу как раз руководил дальневосточными активами "Русской рыбопромышленной компании". Сегодня господин Савчук является ответственным секретарем комиссии по отбору проектов под инвесквоты и возглавляет рабочую группу, обеспечивающую деятельность комиссии.
Следует также отметить, что на долю в "минтаево-сельдевом пироге" ДВ-бассейна с проектом крупнотоннажного судна претендовало и ПАО "ПБТФ", подконтрольное семье губернатора Сахалинской области Олега Кожемяко. Однако в конце января этого года компания известила комиссию об отзыве заявки – в связи с "невозможностью дальнейшей реализации проекта". Больше заявок на строительство судов "под минтай и сельдь" в комиссию, судя по протоколу от 15 февраля, не поступало.
Таким образом, после ввода в эксплуатацию судов каждая из шести дочерних структур РРПК должна получить право на добычу в течение 15 лет по 6,53% общего допустимого улова "инвестиционого" минтая в Западно-Беринговоморской зона, Северо-Курильской, Южно-Курильской зонах и Петропавловско— Командорской, Камчатско— Курильской, Северо-Охотоморской, Западно— Камчатской, Восточно-Сахалинской подзонах ДВ-бассейна. Кроме того, на долю каждого инвестпроекта типа А положено еще и 6,53% ОДУ "инвестиционной" сельди в Северо-Охотоморской подзоне.
По предварительным подсчетам (на основе общих допустимых уловов на 2018 год), каждое из будущих судов РРПК сможет добывать ежегодно порядка 23 тысяч тонн минтая и 3,6 тысяч тонн тихоокеанской сельди. Вместе же они смогут аккумулировать прибавку к имеемым на сегодняшний день компаниями РРПК долям квот (14,5% всего минтая и около 10% квот по тихоокеанской сельди) в размере еще порядка 7,5%-8% по минтаю и 6,5%-7% — по сельди.
Согласно протоколу комиссии, шесть проектов РРПК "выбрали" 39,18% всех инвестиционных квот на минтай и сельдь. На оставшийся ресурс претендуют девять проектов рыбоперерабатывающих заводов — восемь типа М (завод большой мощности) и один типа О (малой мощности). Однако в отличие от приоритетных "судовых" проектов желающим развивать береговую переработку еще предстоит участвовать в аукционе на понижение, поскольку оставшихся после РРПК долей квот на все заявки уже не хватит.
Первоначально же под завод типа М предполагалось около 34,5 тысяч тонн минтая и 5,5 тысяч тонн сельди, под тип О – около 9 тысяч тонн минтая и 1,5 тысячи тонн сельди.
Среди потенциальных участников аукциона – ПАО "ПБТФ" (проект типа О), "РК "Новый мир" (входит в ГК "Доброфлот"), рыбколхоз им. Ленина, "Камчаттралфлот", АО "Рыбоконсервный завод "Командор", ЗАО "Курильский рыбак" (бенефициар – сенатор от Сахалина Александр Верховский), "НБАМР" семьи экс-губернатора Приморья Сергея Дарькина, ООО "Витязь-Авто" и зарегистрированное в августе 2017 года приморское ООО "Русский минтай", 35% которого контролирует член совета директоров "Владивостокского морского рыбного порта" Денис Сарана, а 65% — все та же "Русская рыбопромышленная компания" Франка и Воробьева.
Добавим, что в комиссию по отбору инвестпроектов входят руководитель Росрыболовства Илья Шестаков (председатель), упомянуты уже Петр Савчук, заместитель министра по развитию Дальнего Востока Александр Крутиков, замглавы Минпромторга Олег Рязанцев, заместитель министра экономического развития Олег Фомичев, замруководителя ФАС Рачик Петросян.
Комментируя на пресс-конференции 20 февраля ход кампании по отбору проектов под инвестквоты, президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев отметил, что отраслевое объединение внимательно следит за работой комиссии.
"Порядка 600 тысяч тонн водно-биологических ресурсов выделены из общего объема распределяемых квот и привязаны к конкретным инвестиционным проектам. Это беспрецедентная ситуация. Ни одна страна мира пока такого не делала. Есть мнения за и против, есть плюсы и минусы. Мы сейчас смотрим за тем, чтобы сам отбор этих инвестиционных проектов был ясным, прозрачным и не вызывал сомнений, что могут распределять среди каких-то "своих", — заявил Зверев.
Президент ВАРПЭ также сообщил, что рыбацкое сообщество обнаружило очередной "подводный камень" в нормативной базе программы инвестиционных квот.
"Здесь очень остро стоит вопрос к Минпромторгу, потому что инвестиционные квоты под строительство судна выделяются, а ответственность судостроительного предприятия за график строительства не прописана. И закон предусматривает абсурдную вещь, при которой за несоблюдение графика строительства судостроительным предприятием квоты лишается рыбопромышленное предприятие, — рассказал Зверев. — Мы считаем, что срыв графиков уже изначально запрограммирован в текущем производственно-техническом состоянии судостроительной отрасли. Поэтому мы очень активно работаем с Минпромторгом, они готовят сейчас приказ, чтобы в случае несоблюдения графика строительства верфью не пострадал рыбак".
Справка: на сегодняшний день в холдинг РРПК входят ОАО "ТУРНИФ", ЗАО "Интрарос", ООО "Востокрыбпром", ООО "Совгаваньрыба", ООО "Имлан" и ООО "Пелагиаль". Флот холдинга – 12 судов различного типа, основные объекты промысла — минтай и сельдь. РРПК имеет собственный причально-складской комплекс во Владивостоке. Персонал компании — более 1,5 тысяч человек.