{{inboxCounter}}
Непрочитанных сообщений

Океанрыбфлот не утратил статус передового предприятия | фото

21 марта 2018 10:18

За 50 лет со дня основания Океанрыбфлот не утратил статус передового предприятия. Даже в самые тяжелые дни его спасали люди, которые были по-настоящему преданы своему предприятию и нелегкой профессии рыбака. В наши дни именно они позволяют компании занимать лидерские позиции и по объемам добычи, и по производству продукции, но главное – по уровню профессионализма его работников.

Работу надо не выполнять, работу надо любить

Сейчас в разгаре минтаевая экспедиция и все суда Океанрыбфлота в Охотском море. Экипажам пришлось нелегко: 2018 год начался с постоянных штормов, буквально с первых дней они атаковали суда и уже третий месяц держат моряков в напряжении. Но рыбаки компании – это сплоченная команда настоящих профессионалов.

«Промысел идет успешно, и объясняется это в первую очередь грамотным подбором кадров, – говорит капитан-директор БМРТ «Матвей Кузьмин» Андрей Романчук. – Попадая к нам, новички быстро учатся и после работы на «Кузьмине» почти сразу становятся востребованными, дефицитными кадрами, их берут потом на любой пароход. Как говорит наш бессменный стармех Юрий Меркулов, работу надо не выполнять, работу надо любить. Мы любим свою работу, свой пароход. Специалисты хорошие, и простоев у нас почти не бывает. Экипаж постоянный, после отпуска все рвутся обратно на «Матвея Кузьмина». Большинство рыбаков здесь по 15–20 лет на одном траулере, они очень сплочены, понимают друг друга с полуслова, поэтому, наверное, мы на передовых позициях. Мне не стыдно за пароход, не стыдно за экипаж, не стыдно за себя».

Андрей Борисович – бессменный капитан «Матвея Кузьмина». Он любит свою работу и личным примером показывает, что значит жизнь настоящего моряка. Упорный труд, усталость, монотонность будней, бессонные и тревожные ночи во время штормов, но потом возвращение домой с чувством выполненного долга. К любимой жене, которая всегда ждет мужа из рейса и обязательно встречает его в порту. А после отпуска – опять в море. На БМРТ «Матвей Кузьмин», ставший вторым домом.

Море любит сильных

Океанрыбфлот неслучайно гордится своими кадрами: подавляющее большинство людей работают здесь десятилетиями. Капитан-директор БМРТ «Мыс Олюторский» Игорь Старовойтов из их числа: в трудовой книжке только одна запись – База океанического рыболовства (позже – Океанрыбфлот). И как все капитаны компании, считает свой пароход вторым домом и учит молодых штурманов относиться к нему так же. На «Олюторском» очень молодой командный состав, но Игорь Олегович утверждает, что своим подчиненным доверяет на все сто: «Неопытным людям никто пароход не доверит. Ну да, мальчишки… они совсем молодые, но на самом деле это уже опытные моряки, они уже по три года работают штурманами. И я спокоен, когда они на вахте. Все мы были мальчишками, я тоже пришел в 19 лет после мореходки, тоже стоял один на мостике, руководил процессом вылова. Все мы через это прошли, учились на своих ошибках, старшие помогали, советовали, опытом делились. А теперь делюсь своим опытом и я».

20 лет в компании трудится боцманом Виктор Миныч Бовш. В его обязанности входит научить матросов морскому делу, он отвечает за аварийно-спасательное состояние судна, за швартовные и грузовые устройства, следит за порядком, чистотой внутри помещения и корпуса судна. То есть, у боцмана много обязанностей и большая ответственность, но его это не пугает.

«Вдали от берега проще, все понимают, зачем они пошли в море. Люди знают свои обязанности, остается их только организовать, обеспечить всем необходимым. Многие операции – швартовные работы, грузовые работы в море во время промысла отработаны и доведены до автоматизма. Море любит сильных и не прощает ошибок. Когда люди начинают небрежно подходить к своей работе, оно может показать свой характер. Поэтому очень важно, чтобы весь экипаж это понимал и относился к своим обязанностям со всей ответственностью.

Океанрыбфлот – это не просто место работы. Это моя жизнь, судьба. Здесь во все времена была стабильность, лучшее отношение к пароходам, забота о людях лучше, чем в других компаниях. Да, я люблю свою работу, знаю коллег много лет, уже родные все. Конечно, другие компании предлагали уйти к ним, особенно в перестройку, когда всем было тяжело. Но я не мог уйти. Просто не мог. Здесь все свое, родное. И дело не в деньгах. Я просто не представляю, как смогу жить без моря, без своего коллектива. У нас ведь очень хороший коллектив. Сплоченный за многие годы.

Я тут с 1989 года. Когда приехал, думал, ненадолго, оказалось – навсегда. Камчатка меня сразу поразила невероятным достатком, в то время как на материке и Украине пустовали прилавки, здесь было все: разнообразная и дешевая рыбная продукция, не было проблем с одеждой, обувью. То есть Камчатка была по тем временам, наверное, единственным богатым регионом. И сразу в день прилета я отправился в Океанрыбфлот, тогда он назывался База океанического рыболовства. Меня приняли и поселили в санаторий-профилакторий «Альбатрос». Полтора месяца там жил и работал на ремонте БМРТ «Штурман Елагин», ну а затем в первый рейс в Беринговоморскую минтаевую экспедицию на БАТМ «Алексей Стаханов», самом первом БАТМе, который появился на Камчатке. Первый рейс понравился, дружный коллектив, хороший капитан, отличный улов. Ровно 100 суток в море, и я снова оказался на берегу. А через 20 суток снова на том же БАТМе на тот же промысел. И так вот работаю всю жизнь», – говорит Виктор Бовш.

Пароходы — живые

Человек-легенда есть и на БМРТ «Матвей Кузьмин», это – «дед», старший механик Юрий Меркулов. В его трудовой книжке указано тоже только одно место работы. В Океанрыбфлоте он работает почти 40 лет: «Я шестнадцать лет на этом пароходе, начинал еще вторым механиком. Знаю каждый винтик. Когда слышу, что звучат механизмы, – жизнь начинается. А пока они молчат – и жизни нет. Пароходы, вы не поверите, – живые!»

Юрий Меркулов родился на Алтае в 1957 году. Тяга к дальним странствиям перешла к нему по наследству. Его родной дядя был военным моряком и героически погиб во время Великой Отечественной войны. Отец хотел стать моряком, но в силу обстоятельств его мечте не суждено было сбыться, и он вложил любовь к морю в сердце сына.

«После окончания школы я отправил запросы во все морские училища страны. Первое приглашение пришло из Владивостока. Туда и поехал. Было все равно куда, лишь бы море рядом. Окончил мореходную школу, полгода отработал в торговом флоте, а потом меня взяли в армию. Три года срочной службы в Военно-Морском флоте, на Камчатке. Отслужил и вернулся во Владивосток. Поступил в вуз, но три месяца всего проучился. Не выдержал, бросил – бегом на Камчатку, на рыбацкий флот. Устроился простым мотористом и отработал в этой должности 11 лет. Потом окончил мореходку и перешел из мотористов в механики. Позже окончил КамчатГТУ, получил диплом о высшем образовании и вот уже восемь лет работаю старшим механиком. Не слишком разнообразна биография. Одно место работы, одна Родина. Несмотря на то, что я родился в Бийске, считаю своей родиной Камчатку. Я здесь прожил значительную часть жизни, здесь учился, работал, здесь семья и, конечно, море. И не нужны мне никакие Гавайи, я счастлив там, где мой дом, пароход, друзья. За годы работы в Океанрыбфлоте столько людей видел, так много друзей приобрел! Из разных российских регионов, разных национальностей, но все они отличные ребята. Проверенные морем. Я вообще считаю, что плохих людей не бывает. В каждом есть что-то хорошее, что-то плохое. Из каждого, даже самого безнадежного, в море можно вылепить пусть не «Мишку на Севере», но уж по крайней мере, карамельку», – говорит старший механик.

Юрий Анатольевич смеется, вслед за ним начинают улыбаться и остальные члены экипажа. К стармеху в коллективе отношение уважительное, даже почтительное. Таких фанатов своей профессии не каждый день встретишь. Сам себя он называет «оптимистом по жизни», и, действительно, после общения с ним кажется, что и горе – не беда, и все трудности по плечу. Поэтому в машинном отделении – самый сплоченный коллектив. Юрий Меркулов убежден, что люди всегда могут найти общий язык, какие бы преграды перед ними ни стояли. А стержнем доброжелательных отношений является совместный труд, который, как известно, объединяет.

«Никуда не уходил из компании. И когда Океанрыбфлоту было плохо, и когда было хорошо. Меня тянет на пароход. Попробовал отдыхать подольше – не получается, начинаю сходить с ума. Видимо, я уже такой моряк, что мне здесь лучше, чем на берегу. Что касается денег, деньги – это хорошо, конечно, но последние лет 10 деньги для меня точно не главное, я люблю свою работу, она занимает основное время моей жизни, и меня это устраивает», – признается Юрий Анатольевич.

Годы в море бесследно не проходят

Складывается ощущение, что старшие механики Океанрыбфлота не просто коллеги, а члены большой и дружной семьи. Стармех «Мыса Олюторского» Виктор Саяпин практически полностью повторяет слова Юрия Меркулова, говоря о своем коллективе.

«На нашем пароходе на редкость дружные и ответственные люди – я такого единодушия нигде не видел. Основной состав трудится по 30 лет. Многие говорили во время первых рейсов: все, больше не пойду… а потом смотришь – а он на пароходе, в рейс собирается. И я так же, с 1982 года здесь… думал, три года отработаю – и уеду. И так уже 36 лет. Как-то с женой подсчитывали, сколько времени я провел дома и сколько в море. Посчитали – в браке мы 25 лет, но вместе прожили 10. Остальное время я провел в море. Жене своей я очень благодарен. Ей досталось, конечно. Ребенок родился с травмой, нужны были уколы. Я в море, ничем помочь не могу, а она пешком с ребенком в пургу в поликлинику ходила. Теперь дочь большая уже, все хорошо, но тогда жене было очень тяжело.

Годы в море бесследно не проходят. Я раньше, в молодости, заходил в каюту капитана или старпома, видел снотворное на столе и не понимал зачем, в море же спишь как убитый. А теперь понимаю. Из года в год замкнутое пространство, сильный шум, ты не спишь, а прислушиваешься к работе механизмов… а дома потом вообще спать не можешь: тишина давит, не хватает звуков. Нервная у нас работа. Я давно понял: чем старше по должности, чем больше ответственность, тем больше нервов. Но это моя работа, и трудиться я буду, пока здоровье позволяет. Мне спокойно работать, потому что у нас великолепная команда. Надежные люди, грамотные, реально – команда. Знают дело, знают друг друга, не надо ничего объяснять: сами все понимают. С ними легко работать, и это особенно важно, если учесть, что все обеспечение парохода держится на электромеханической службе. Света не будет – всё, все процессы остановятся. Но пока моя команда в сборе – любимый пароход может жить спокойно», – рассказывает Виктор Саяпин.

Кредо наше – всегда самим собой оставаться

Словно иллюстрация к рассказу старшего механика, в каюте появляются члены его команды. Рассаживаются за столом и рассказывают о том, как когда-то познакомились и дружат по сей день. Моторист Евгений Алымов начинает: «Я больше 20 лет знаю ребят. Мы много рейсов вместе сделали и не просто работаем вместе: мы дружим и после работы общаемся часто. Такой коллектив у нас уникальный».

«А я с этой командой иду в экспедицию впервые, но знаю их тоже много лет, уверен, мы хорошо сработаемся, – улыбается матрос-рулевой Михаил Харченко, – я их по 20 лет знаю, пересекались всегда, но вместе еще не работали. Знал, что они очень давно вместе работают и дружат давно».

«Бывает, одному работать легче. Спокойнее, но если это текущая работа. А когда аврал, поломка – мы по двое суток плечо к плечу, понимаем друг друга с полувзгляда. У каждого своя специальность, но вместе мы один дружный коллектив и очень этим гордимся, ценим такие взаимоотношения», – продолжает моторист Александр Козенко.

«В завод на обработку сырца мы идем все вместе, тут мы равны, хоть у каждого свой фронт работы, но и там мы дружно работаем всегда», – включается в беседу технолог Михаил Ладыженко.

«На берегу увидимся – «о, привет», и рады встрече, будто сто лет не виделись, – подхватывает мысль второй механик Руфат Магеррамов. – Мы же приходим на пароход с какими-то проблемами: в семье неладно бывает, а сюда прихожу, вижу родные лица и легче становится. Сидим. Вспоминаем былое, истории какие-то морские, капитанов легендарных, которые вспоминаются с теплотой. А кредо наше – всегда самим собой оставаться и настоящими рыбаками. Мы все ветераны труда, с наградами правительственными, все по 30 и больше лет работаем. На других судах нет такой большой, годами спаянной команды. Я помню день, когда пришел в Океанрыбфлот – 27 декабря 1983 года. Помню, в 9 утра заиграл по радио марш «Прощание Славянки», я вышел из каюты военного корабля, на котором служил и в этот день уволился в запас, а в 12 часов я уже был на промысловом траулере Океанрыбфлота. И с тех пор я здесь».

«А я с 20 мая 1984 года в Океанрыбфлоте. Тоже бывший военный, лейтенант запаса – мы все бывшие воины, и все после службы пришли в Океанрыбфлот. Каждый думал, на несколько лет, а остался на 30 и более. Мы сами себя называем динозаврами, таких уже больше нет», – добавляет слесарь машинно-котельного отделения Александр Ульянин.

«Я тоже после армии поехал не домой, а на Камчатку и с 1975 года в Океанрыбфлоте. Служил в Хабаровске, оттуда и поехал на Камчатку. И все эти годы в Океанрыбфлоте, не менял организацию. Так что у нас у всех общая биография, в советские времена же все парни служили и после армии шли зарабатывать. Слабые душой уходили, а мы остались и будем долго еще работать вместе», – подчеркивает Михаил Ладыженко.

«Камчатка стала родным домом, это не высокие слова. Хоть я родом из Баку, – говорит Руфат Магеррамов. – Самое главное, что здесь мы все вместе много лет работаем. Дружно работаем, конфликтов не допускаем. Конечно, может кто-то хлопнуть дверью, но надо так хлопнуть, чтобы потом суметь ее открыть. А конфликтные, ленивые и никчемные люди уходят сразу, не приживаются здесь. Для нас главное – работа и потом общение друг с другом».

«А я с детства рисовал якоря, море любил и был просто помешан на радиоэлектронике, – вступает в разговор радист Пётр Бас. – Я собирал цветомузыкальные установки, усилители. Много лет работал в Океанрыбфлоте гидроакустиком, сейчас – помощник капитана по радиоэлектронике. Хочу поддержать своих друзей – мы действительно отличная команда. В 90-е годы наши коллеги уходили, но мы остались, все пережили. Здесь всегда была стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Будем работать здесь, пока есть силы и пока есть Океанрыбфлот».

Разговор получился душевным. Дружная команда долго рассказывала о себе, о своей работе, о коллективе, который почти стал семьей за долгие годы. По-доброму подшучивали друг над другом, и было видно, что они на самом деле очень дружны. Такие коллективы настоящих рыбаков являются опорой компании. Они не подведут, не бросят в трудную минуту. Честные, отважные и трудолюбивые труженики моря являются достойным примером для подражания. И пока есть такие люди, Океанрыбфлот будет уверенно идти вперед, не опасаясь трудностей и препятствий.

Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>