«Рыбные короли» Дальнего Востока взяли долю минтая и сельди под береговые заводы
Инвестиционные квоты на минтай и сельдь в ДВ-бассейне, предназначенные по замыслу регулятора для стимуляции развития в регионе береговой рыбопереработки, распределили между семью проектами больших заводов (объект инвестиций тип М). В числе победителей аукциона на понижение, который Росрыболовство провело 3 апреля, — структуры "коренных дальневосточных" холдингов "Доброфлот", "Океанрыбфлот" и "Гидрострой". Свою долю, впрочем, получила и московская "Русская рыбопромышленная компания" (РРПК), ранее уже закрепившая за собой значительные объемы инвестиционных минтая и сельди под строительство шести супертраулеров.
Напомним, что инвестквоты по минтаю и сельди — это примерно 20% от ежегодного общего допустимого улова (ОДУ) этих востребованных на рынке объектов промысла в Дальневосточном бассейне, или же, в натуральном выражении, права на вылов около 350 тысяч тонн минтая и 55 тысяч тонн тихоокеанской сельди в год (здесь и далее расчеты на основании ОДУ на 2018 год – ред.). Причем компания, чей проект нового судна или берегового предприятия получит одобрение специальной комиссии (или же победит на аукционе на понижение), закрепит за собой полагающуюся долю инвестиционной квоты на 15 лет.
По итогам первой заявочной компании на инвестквоты в качестве претендентов на дополнительные лимиты минтая и сельди в ДВ-бассейне комиссией были утверждены восемь проектов больших береговых заводов (тип М) и один проект завода малой мощности (тип О).
Согласно условиям программы инвестквот, первоначально под крупный завод предлагалось 9,79% всех инвестквот минтая (около 34 тысяч тонн в год) и 9,79% инвестквот сельди в Северо-Охотоморской подзоне (5,5 тысяч тонн в год). Однако суммарно заявки превысили лимит квот, предназначенных для береговых предприятий (четверть всех инвестквот, порядка 87 тысяч тонн минтая и 14 тысяч тонн сельди – ред.), поэтому Росрыболовство объявило о проведении между претендентами аукциона на понижение.
4 апреля пресс-служба Росрыболовства сообщила, что в результате состоявшегося аукциона инвестиционные минтай и сельдь распределили между семью проектами крупных заводов. В ходе торгов от участия в аукционе отказались "НБАМР" и ПАО "ПБТФ".
В числе победителей – РК "Новый мир" (входит в ГК "Доброфлот"), ЗАО "Курильский рыбак" (входит в холдинг "Гидрострой" сахалинского сенатора Александра Верховского), "Камчаттралфлот" и "Витязь-Авто" (обе компании прямо связаны с владельцами и руководством ПАО "Океанрыбфлот", среди которых — сенатор от Камчатки Валерий Пономарёв), камчатский рыбколхоз им. Ленина, АО "Рыбоконсервный завод "Командор" (контролируется московской компанией) и зарегистрированное в августе 2017 года приморское ООО "Русский минтай", 35% уставного капитала которого принадлежит члену совета директоров "Владивостокского морского рыбного порта" Денису Саране, а 65% контролирует московская "Русская рыбопромышленная компания".
Как сообщает пресс-служба регулятора, в ходе торгов доля каждого участника снизилась почти в три раза – до 3,427% квоты как инвестиционного минтая, так и сельди. Таким образом, ресурсное обеспечение одного завода типа М после введения его в эксплуатацию составят порядка 12 тысяч тонн минтая и 1,9 тысяч тонн сельди в год. Для сравнения: доли инвестиционных квот под каждый из шести проектов супертраулеров "Русской рыбопромышленной компании" составляют в натуральном выражении около 23 тысяч тонн минтая и 3,6 тысяч тонн тихоокеанской сельди.
Как считает вице-президент дальневосточной Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак, вопрос конкурентоспособности филе минтая или фарша сурими, полученных при береговой переработке, вызывает большие сомнения.
"Сейчас оптовая цена филе минтая морской заморозки во Владивостоке — 160 рублей за кг. Способен ли береговой сектор обеспечить такую цену — с учетом тех инвестиций, который будут вложены в строительство этих заводов? Я не готов ответить, нужно смотреть экономику проектов. Ранее озвучивались проекты по созданию рыбоперерабатывающего кластера на Дальнем Востоке, и в экономических расчетах финансовой модели того проекта цена реализации филе минтая была 235 рублей за кг, — ранее комментировал господин Буглак. — Так что непонятно, для чего нужно инвестировать в береговую переработку, чтобы делать продукт раза в полтора дороже, чем в море. Если только это не просто способ получить доли квот как таковые".
Отметим, что "жесткой привязки" долей инвестквот к самому объекту инвестиций (то есть судну или береговому предприятию) в программе инвестиционных квот действительно нет. То есть "осваивать" дополнительно полученные лимиты рыбы инвестор и связанные с ним компании могут и помощью других рыбодобывающих и перерабатывающих мощностей.
И если рассматривать участие в программе "инвестиционных квот" только как способ увеличить "квотный портфель" бизнеса, главным победителем аукциона 3 апреля (в относительном, естественно, выражении) можно считать группу компаний "Доброфлот". В настоящий момент единственный "квотообладатель" группы – рыбколхоз "Новый мир" — имеет права на вылов примерно 14,5 тысяч тонн минтая в год. С введением же в эксплуатацию рыбзавода "прибавка" по минтаю даст ГК почти двукратное увеличение доли квоты по одному из самых ликвидных на Дальнем Востоке объектов промысла. С сельдью, впрочем, ситуация скромнее – к нынешним 9,8 тысячам тонн "Нового мира" береговое предприятие добавит, напомним, "лишь" 1,9 тысяч.
С точки же зрения тех долей квот, которые сегодня закреплены за другими крупными игроками отрасли — то есть "Океанрыбфлотом", "Русской рыбопромышленной компанией", "Гидростроем" (минтаевые квоты каждого холдинга – от 250 тысяч тонн и больше), — "заводская прибавка" в 12 тысяч тонн выглядит весьма незначительной. Однако, судя активности инвесторов-"тяжеловесов", совсем не лишней.
Таким образом, на сегодняшний день, после утверждения комиссией шести инвестпроектов крупнотоннажных судов РРПК и победы на аукционе семи проектов крупных береговых заводов, в ДВ-бассейне нераспределенными остаются "инвестиционные" лимиты примерно в 129 тысяч тонн минтая и 20 тысяч тонн сельди.
Вопреки ожиданиям многих участников рынка, эти "остатки" в 2018 году распределяться не будут. Озвучивая ранее это решение, Росрыболовство ссылалось на утвержденное 29 мая 2017 года постановлением правительства РФ № 648 Положение о закреплении инвестквот, согласно которому "доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов на инвестиционные цели, оставшиеся нераспределенными, подлежат распределению в году, следующем за текущим годом".
Напомним также, что в ходе первой заявочной кампании (проводилась до 7 декабря 2017 года, итоги подводились уже 15 февраля 2018 года) заявки на "судовые" инвестквоты минтая и сельди подали шесть зарегистрированных в Приморском крае структур, аффилированных с основными владельцами "Русской рыбопромышленной компании" (РРПК). Структуры РРПК заявили о намерении построить на "Адмиралтейских верфях" в Санкт-Петербурге шесть крупнотоннажных траулеров-процессоров (объект инвестиций типа А), в связи с чем и претендовали на ежегодный суммарный вылов в 137 тысяч тонн минтая и 22 тысячи тонн сельди. 2 марта этого года за шестью компаниям холдинга приказом Росрыболовства № 162 были закреплены соответствующие доли квот.
В настоящее время в холдинг, управляемый ООО "Русская рыбопромышленная компания", входят ранее приобретенные Франком и Воробьевым ОАО "ТУРНИФ", ЗАО "Интрарос", ООО "Востокрыбпром", ООО "Совгаваньрыба", ООО "Имлан" и ООО "Пелагиаль". Флот холдинга – 12 судов различного типа, основные объекты промысла — минтай (14,5% квот в ДВ-бассейне) и тихоокеанская сельдь (около 10% общероссийского вылова).
Шесть новых судов и один завод холдинга (после ввода всех этих инвестобъектов в эксплуатацию) смогут дать РРПК еще до 8% общероссийского вылова по минтаю и до 7% — по сельди.