«Камчаттралфлот»: строим завод и готовимся осваивать инвестквоты
Камчатское рыбодобывающее ООО «Камчаттралфлот» организовано в 1998 году. По сравнению с «китами» рыбной отрасли, это достаточно молодое предприятие, но хорошо зарекомендовавшее себя на полуострове. В 2015 году предприятие сменило владельцев, которыми стали люди, хорошо знакомые со спецификой рыбного бизнеса, знающие его нюансы. Именно с их приходом компания получила новый импульс к развитию и новые перспективы
Начинали с наращивания добывающего потенциала: покупали на аукционах квоты на вылов рыбы, обновляли флот, занялись береговой переработкой. Хорошее понимание потребностей внутреннего российского рынка в рыбопродукции помогло найти покупателей сразу в нескольких российских регионах. Компания заработала стабильно, постепенно выйдя на совершенно другой уровень бизнеса.
Сегодня ООО «Камчаттралфлот» – резидент ТОР «Камчатка», одно из предприятий – победителей конкурса на закрепление инвестиционных квот на вылов водных биологических ресурсов, инвестор, реализующий строительство комплекса глубокой переработки морских ресурсов. По размеру инвестиций (почти полтора миллиарда рублей) – создаваемый комплекс «Камчаттралфлота» стал одним из крупнейших инвестиционных проектов края в рыбной отрасли.
Журналисты издательства «Камчатский край – Единая Камчатка» побывали на строительной площадке проекта. О работе компании и о том, как идет стройка на мысе Чавычном, нам рассказал генеральный директор ООО «Камчаттралфлот» Владимир Котов.
– Владимир Викторович, мы сегодня увидели, как на стройку поступили первые металлоконструкции для возведения стен завода. К началу этих работ все уже подготовлено. Здание холодильника со всем оборудованием уже стоит готовое, причальная стенка практически уже эксплуатируется. Вообще, здесь чувствуется динамика стройки и есть полная уверенность, что все идет по графику. А как зарождался проект? В самом начале он сразу виделся таким же масштабным?
– В стратегии развития компании, независимо от решения государства о выделении инвестиционных квот на вылов рыбы, изначально были планы строительства нового завода. Проект предполагался значительно скромнее, если учитывать работу предприятия с уже имевшимися собственными квотами – 11 тысяч тонн рыбы донно-пищевых видов. Но с учетом нашего участия в конкурсе на закрепление инвестквот мы смогли увеличить объемы. Очень хорошо, что наши планы совпали с намерением государства развивать береговую переработку рыбы. Мы хорошо отработали подготовку к презентации проекта и планируем получить перспективную прибавку в виде еще 13 тысяч тонн инвестквот. Это позволит нам увеличить масштаб строящегося производства. Кроме того, мы стали резидентом ТОР «Камчатка», что дает нам определенные привилегии, поэтому к реализации проекта мы приступили смело и уверенно. Стройка действительно идет хорошими темпами, четко по графику, и все работы производятся подрядчиком качественно.
– Кто строит ваш комплекс?
– Это строительная компания из Владивостока. Надежные строители, уже показавшие и зарекомендовавшие себя на камчатских стройках.
– Вернемся к инвестициям. Сколько стоит проект для компании и как скоро она сможет приступить к освоению инвестквот?
– Общая сумма вложений по инвестпроекту заявлена нами в 1 млрд 400 млн рублей. Это – капитальные вложения. На самом деле средств будет вложено больше. Уже сейчас стоимость комплекса скорректирована на 200 млн рублей в сторону увеличения.
Что касается инвестквот, начать осваивать их мы сможем после того, как закончим строительство и получим акт о вводе в эксплуатацию нашего комплекса. Пока у нас есть договор о закреплении за нами этих лимитов. Это наша гарантия. Если нам удастся завершить строительство раньше, например, к осени 2019 года, то приступить к вылову по инвестквоте мы сможем уже с начала 2020 года. Это, конечно, сжатые сроки, но мы намерены в них уложиться. Отдыхать нам некогда.
– Владимир Викторович, расскажите подробнее о том, что войдет в перерабатывающий комплекс.
– Это будет холодильник (он уже есть), локальные очистные сооружения, здание завода, контейнерная площадка, причальное хозяйство (длина причала 260 метров), административный корпус. Сам завод – это несколько цехов глубокой переработки рыбы суточной мощностью 250 тонн готовой продукции. Выпускать будем филе из рыб донно-пищевых видов (порядка 100 тонн в сутки), фарш, разделанную рыбу, консервы. Отдельно предусмотрен цех переработки рыбных отходов – рыбомучная установка закрытого типа, которая даст нам на выходе качественную рыбную муку и рыбий жир. В цехе переработки отходов будет установлено оборудование производства Дании, которое дает стопроцентную очистку воздуха. Подобные установки используют в Японии, причем они работают непосредственно в городской черте, никак не влияя на экологию. Плюс – у нас в планах размещение на заводе дополнительных участков по выпуску продукции еще более глубокой переработки: соленой, копченой и вяленой рыбы, рыбных палочек, пресервов и так далее. Будет и линия упаковки продукции в товарную (розничную) упаковку. Вся продукция будет выпускаться под торговой маркой «Камчаттралфлота».
– И все это из сырья, добытого собственным флотом компании?
– Да. Мы и сейчас вылавливаем все квоты собственными судами. В компании три своих среднетоннажных судна (СТР). Кроме того, мы покупаем еще одно рыбодобывающее судно, которое сможет доставлять улов из района промысла в охлажденном (почти живом) виде. Завод будет принимать ее рыбонасосами в специальные бункеры со взвесью охлажденной воды и льда. Таким образом, мы получим сырец высочайшего качества, который даст на выходе столь же высококачественную продукцию. Все мы знаем это «рыбное» правило: чем свежее, тем вкуснее. Именно к его соблюдению мы и стремимся. Имеющегося у нас флота с учетом покупки нового судна как раз будет достаточно, чтобы освоить все квоты и загрузить работой комплекс.
– «Камчаттралфлот» и сейчас имеет свою береговую переработку. То есть, на берегу предприятием уже созданы рабочие места. Сколько еще таких мест даст нам новый комплекс?
– У нас есть небольшой завод в центре Петропавловска. Он выпускает консервы и мороженую рыбу, так что продукцию «Камчаттралфлота» жители города знают. А новый комплекс даст 151 новое рабочее место и, конечно, значительно расширит ассортимент нашей продукции вообще, и на Камчатке в частности. Возможно, позже у нас появятся и собственные точки продажи.
– Владимир Викторович, сейчас у компании период активного роста: флот, действующая переработка, стройка… Кто ваши основные помощники? Как складывается взаимодействие со структурами власти?
– Компания сейчас работает максимально сконцентрированно. У нас очень грамотный кадровый состав. Все – от учредителей до простых работников – трудятся на общий результат. Потому что прекрасно понимают: все, что мы делаем сейчас, – залог нашей уверенности в завтрашнем дне.
Немаловажен и тот факт, что у нас на всех уровнях налажено взаимодействие со структурами краевой власти. Министерство рыбного хозяйства, агентство приоритетных проектов, Минвостокразвития, Корпорация развития Дальнего Востока (КРДВ), краевое агентство инвестиций – все ответственные лица помогают нам в решении проблем. К примеру, землю в долгосрочную аренду мы получили очень быстро благодаря помощи КРДВ. Сейчас корпорация помогает со строительством дороги, которая ведет от основной трассы к нашему комплексу. Корпорация развития Камчатского края тоже помогает, консультирует и всегда на связи с нами. Ни с какими бюрократическими проволочками мы не сталкиваемся. Скажу честно, мы так никогда не работали. Такое отношение очень стимулирует и придает уверенности в своих силах. Мы видим и чувствуем на примере продвижения нашего проекта, что правительственные программы действительно работают, а это значит, что они дадут хороший толчок развитию всей рыбной отрасли Камчатского края.