Выйти из «серой зоны» перекупщиков
Рыбацкие предприятия Камчатского края продолжат открывать в регионе собственные торговые точки, чтобы продавать свою продукцию с минимальной наценкой.
Ценовая доступность рыбной продукции для жителей региона – один из вопросов, который обсуждался в ходе публичного отчета краевого министерства рыбного хозяйства 30 января 2019 года.
Как рассказал временно исполняющий обязанности заместителя министра рыбного хозяйства Владимир Давыдов, с 2011 года его ведомство ведет мониторинг цен, по которым камчатские добывающие предприятия продают свои уловы жителям края. Этим мониторингом охвачены 60 торговых точек, которые либо организованы самими предприятиями (таких порядка 20), либо расположены на ярмарках камчатских производителей. Как показывают наблюдения, с 2014 года цена охлажденного минтая в этих точках не повышалась и сейчас составляет 50–60 рублей за килограмм. По другим видам рыбы есть небольшие колебания, но и они не делают цены недоступными по таким объектам, как камбала, треска, корюшка, мойва, филе трески и минтая, навага и т. д.
По словам Владимира Давыдова, для продолжения этой тенденции предприятия края продолжают открывать собственные магазины с минимальной торговой наценкой. Правительство региона достигло договоренности с компаниями, которые ведут строительство рыбоперерабатывающих комплексов в рамках ТОР «Камчатка», об открытии на территории заводов розничных магазинов, где будет продаваться продукция по ценам производителей. К слову, статус резидентов ТОР «Камчатка» получили 15 рыбохозяйственных компаний, которые планируют вложить в реализацию своих проектов более 9 миллиардов рублей.
Уже после отчета мы специально проехали по некоторым торговым местам Петропавловска, где рыба продается от добытчиков, минуя перекупное звено. В магазине «Рыбак» колхоза им. Ленина охлажденный минтай стоил 50 рублей за килограмм, минтай штучной заморозки – 70 рублей. В магазине «Океан» ООО РПЗ «Сокра» свежего минтая продавали по 60 рублей за килограмм, парное филе минтая по 160 рублей, филе трески по 240 рублей, свежую сардину иваси по 180 рублей за килограмм. В магазине на Моховой при Петропавловском РКЗ свежайшая камбала стоила от 60 до 80 рублей за килограмм.
Так что, справедливости ради, говорить о недоступности нашей рыбы, наверное, не стоит. Нам еще крупно повезло, потому что камчатские добывающие предприятия занимаются розничной торговлей, хотя это и не их первостепенная задача. Добытчик должен поймать рыбу и сдать ее на переработку. А торговать рыбой все-таки должна сфера торговли, в извилистых коридорах которой и растет непонятными темпами цена на всю рыбопродукцию. В результате мы получаем что-то типа нашего рынка на КП, где филе трески уже не найти дешевле 350 рублей, а камбала стоит не меньше 200 рублей за килограмм. Не зря говорят, что рыбный рынок на КП – это не торговое заведение, а чисто туристический объект. Это, конечно, шутка, но в ней точно есть доля правды. Зная это, даже глава антимонопольного ведомства России Игорь Артемьев, анализируя необъяснимые цены на народные сорта рыбы (к примеру, камбалу или корюшку в Москве можно встретить по 650 рублей за килограмм), признал, что растет цена где-то в «серой зоне» у перекупщиков.