Рыбоперерабатывающие заводы попали в законодательную ловушку
Как стало известно, на проходящем во Владивостоке Восточном экономическом форуме представители рыбной отрасли обратились к главе Росрыболовства Илье Шестакову о целесообразности технической доработки освоения инвестквот по причине возникновения форс-мажорных обстоятельств. Речь, прежде всего, идет о строительстве рыбоперерабатывающих заводов.
Компании, реализующие сейчас проекты, но испытывающие проблемы по независящим от них причинам, просят Росрыболовство оперативнее подписывать допсоглашения, предусмотренные законом.
«Инвестиционные квоты – хорошая программа, которая дала толчок строительству береговой перерабатывающей базы рыбной отрасли. Однако механизм требует дополнительной проработки. Например, мы в 2018 г. подписали инвестиционный контракт на строительство небольшого завода и объемом инвестиций в размере 372 млн руб., – поделился Олег Мячин, руководитель сахалинской компании «Невод». – Срок сдачи в апреле 2020 г. Но у нас возникла проблема: обанкротился генподрядчик, пришлось его менять. Завод мы построим вовремя, но в нормативных документах не прописан порядок смены генподрядчика, так что мы теперь не знаем, сдадим свой завод или нет. Уведомления всем разослали».
Аналогичные сложности сейчас испытывает компания «Доброфлот». По словам генерального директора Александра Ефремова, «Доброфлоту» придется сдвинуть срок ввода в эксплуатацию завода в ТОР «Большой Камень» на месяц. Причина – тяжелые тайфуны, обрушившиеся на Приморье в последнее время. «Мы планировали сдать завод приемной комиссии 1 сентября, однако в результате паводковой ситуации пришлось назначить новую дату – 1 октября. Чтобы компания смогла работать и пользоваться объемом квот в 2020 г., необходимо вмешательство Росрыболовства».
С коллегами солидарны и в «РРПК». По словам гендиректора компании Федора Кирсанова, уже более полугода не могут принять нормативную базу, позволяющую внести несущественные изменения в части реализации завода «Русский минтай». Так, РРПК в рамках проекта менял земельный участок, так как изначально в силу рельефа он не подходил для строительства крупномасштабного проекта.
Регуляторная неопределенность чревата лишением предприятий доступа к промысловым ресурсам, отметил в свою очередь Герман Зверев, президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников. «Из-за определенных бюрократических формальностей и чрезмерно жесткой и не учитывающей экономических реалий нормативной базы крупные инвестпроекты в рыбной отрасли попали в ловушку», - сказал Зверев.
Также у рыбаков есть вопросы по строгому регулированию списка продукции, которую должны выпускать инвесторы в обмен на квоты. Например, филе минтая, которое пять лет назад было востребовано на рынке, а сегодня нет. «Мы просим Росрыболовство разрешить поменять требования к выпуску 200 тыс. тонн филе минтая в год на какую-нибудь другую продукцию. Иначе на фоне сложившейся ситуации на рынке у проектов будут экономические трудности», - сказал на условиях анонимности руководитель одной рыбодобывающей компании.
В кулуарных беседах глава ФАР Илья Шестаков обещал рыбакам, что Росрыболовство проработает вопрос. Однако лишь неофициально. Официально же вопрос находится в подвешенном состоянии. Что чревато системными рисками и в целом дискредитацией программы инвестиционных квот со стороны главного рыбного ведомства.
Ранее: