Петропавловск-Камчатский "Океан" отметит первый юбилей (ВИДЕО)
Тайна двух «Океанов»: история первая
В ноябре рыбный магазин «Океан», который работает в Петропавловске на ул. Тушканова, отметит первый юбилей – пять лет. Хороший повод вспомнить историю и этого магазина, и его предшественника – «Океана» советской эпохи.
Бренд «Океан» возник в СССР благодаря легендарному министру рыбного хозяйства Александру Ишкову. Именно он стал инициатором создания всесоюзной сети магазинов под этим названием. Первый из них открылся в Сочи 4 ноября 1972 года. За образец были взяты магазины, которые советский министр увидел в Испании, поэтому «Океаны» выглядели необычно для того времени, по-западному.
Увы, для Александра Акимовича этот проект закончился печально. В торговой сети, созданной с его легкой руки, были вскрыты махинации. Ишкову пришлось оставить должность. Тем не менее «Океаны» продолжали работать, повышая в стране потребление рыбы.
Был такой магазин и на Камчатке. О нем нам расскажет Наталья Кужим. Наталья Ивановна – инженер-технолог (специальность – «технология рыбных продуктов»). После окончания камчатского филиала Дальрыбвтуза в 1973 году по распределению пришла работать в Управление океанического рыболовства. Здесь 11 лет трудилась в технологическом бюро. А в 1984-м ее пригласили в Камчатрыбпром старшим инженером по реализации в отдел реализации. Этот отдел курировал два крупнейших рыбных магазина Петропавловска – «Рыба» на улице Ленинградской (магазин располагался на первом этаже жилого дома № 65) и «Океан» на улице Тушканова.
Камчатрыбпром в те годы представлял собой производственное объединение, которому подчинялись три базы флота, шесть рыбокомбинатов, шесть рыбозаводов и ряд других предприятий. Во всем объединении трудились 35 тысяч человек! Здесь производилась продукция, которая шла во многие города СССР. Значительная ее часть была представлена в «Рыбе» и «Океане».
Что предлагалось камчатцам тогда?
Во-первых, свежемороженая рыба – в основном без головы, потрошеная. С этим видом продукции были связаны основные сложности. Срок ее хранения был тогда коротким. Мороженый лосось хранился всего шесть месяцев, сельдь – 4 месяца, скумбрия и иваси – 2 месяца. Транспортировка этого товара из отдаленных районов могла затянуться. Если к моменту доставки две трети срока хранения прошло, магазины уже не принимали продукцию.
Во-вторых, консервы. Их срок хранения длился до двух лет, потому и мороки с ними было меньше.
В-третьих, кулинария. Она была шикарной: 39 наименований. Ее основным поставщиком являлся Петропавловский рыбозавод. Это был один из колоссов Камчатрыбпрома, где работали настоящие асы-технологи.
Контроль качества был строгим. Его осуществляли на самих предприятиях. Сотрудники лабораторий проверяли продукцию очень ответственно. Хоть они и подчинялись директору, но в своей оценке сохраняли независимость.
Ценовая политика была единой во всей стране. Если в Петропавловске сельдь стоила рубль 22 копейки, то такая же цена была и в других городах страны, если там появлялся этот товар.
«Спрогнозировать спрос не всегда удавалось. Например, мы не могли продать кусок камбалы за пять рублей даже в Москве на международных выставках. Не брали. А вот фаршированную чавычу, которая стоила 9 рублей, раскупали хорошо. Хотя это была немыслимая цена для конца 1980-х. На 9 рублей можно было прожить 10 дней с семьей, – рассказывает Наталья Кужим. – Когда в начале 1990-х в продаже впервые появился кальмар, его почти не покупали. Чтобы повысить спрос, мы организовывали ярмарки, на которых бесплатно угощали кальмаром. Постепенно приобщали земляков к новому вкусу. Та же ситуация была с печенью минтая и трески. Чтобы «раскрутить» эту продукцию, мы продавали бутерброды с печенью в кафетериях по самым низким ценам – 22 копейки».
К слову, кафетерии в «Рыбе» и «Океане» пользовались большой популярностью среди горожан и приезжих. Здесь всегда можно было дешево и вкусно перекусить.
«Океан» стал первым в Петропавловске (по крайней мере, среди продуктовых магазинов), где использовался метод самообслуживания. Покупатели могли сами выбирать товар на открытых холодильных прилавках. Им предоставлялись тележки. Чтобы «напоминать» отдельным гражданам о необходимости платить, директору порой приходилось лично становиться у двери.
«В отчетных документах главного бухгалтера «Океана» присутствовала строка «На забывчивость покупателя». По этой строке списывалось около 0,15 процента товаров. В то время в моде были «дутые» пальто. Недобросовестный посетитель в таком пальто вполне мог вынести из магазина копченую селедку, спрятав ее в рукаве», – говорит Наталья Кужим.
В 1990 году отдел реализации Камчатрыбпрома был выделен в отдельное предприятие – Камчатрыбсбыт, который продолжал курировать рыбные магазины. Здесь Наталья Ивановна возглавила отдел сбыта. Помимо прочих обязанностей она два месяца в году замещала директора «Океана» или «Рыбы».
В 1994-м моя собеседница стала работать инженером по реализации, а затем руководителем рыбного отдела в российско-голландской компании «Холкам», открывшей первый в Петропавловске супермаркет. Туда же пригласили многих продавцов из «Океана» и «Рыбы».
«В магазине «Холкам» мы воплощали в жизнь идеи, которые не удалось реализовать раньше. Появились новые виды и сроки заморозки, новые виды разделки и упаковки. Продавцов отправляли на стажировку в Голландию, где они постигали передовые методы работы», – рассказывает Наталья Кужим.
После нашего разговора я зашел в краевую библиотеку, где хранится архив камчатского телевидения. Там мне удалось найти два старых сюжета, связанных с продажей рыбной продукции на Камчатке. Оба датированы 1984 годом.
В одном из них показан лососевый промысел в Усть-Большерецком районе колхоза имени Октябрьской революции. Одна из рыболовецких бригад выполняла задачу обеспечить свежим лососем жителей Петропавловска. У бригады был план – добыть 50 тонн горбуши в сутки. Прямо из закидного невода улов перегружали в КамАЗы, которые за пять часов доставляли его в областной центр. В городе горбуша шла либо на разделку на Петропавловский рыбзавод, либо сразу на прилавки магазинов.
Второй сюжет напрямую связан с «Океаном». Незадолго до Нового года журналисты пришли в магазин, чтобы узнать мнение покупателей об ассортименте. Люди пожаловались на нехватку в продаже свежей корюшки и гольца. Жить магазину оставалось немногим более 10 лет.