В «Азбуке вкуса» планируют кратно увеличить выручку от фермерского направления
Стоявший у истоков фермерского кооператива LavkaLavka Борис Акимов вышел из этого бизнеса и перешел на работу в «Азбуку вкуса». Там он займется развитием собственных брендов сети и выводом на рынок небольших хозяйств. Нерегулярные расчеты LavkaLavka с фермерами в последние годы делают назначение рискованным, считают эксперты.
О том, что один из основателей LavkaLavka Борис Акимов стал директором по развитию фермерского направления сети «Азбука вкуса», рассказал сам господин Акимов. В компании это подтвердили. На новой работе он займется, в частности, развитием собственных брендов сети, выводом на рынок небольших фермерских хозяйств и созданием инфраструктурных решений для продажи ремесленных товаров. По словам Бориса Акимова, он полностью вышел из бизнеса LavkaLavka, а проектом теперь самостоятельно занимается один из его партнеров. Господин Акимов добавил, что остается одним из совладельцев компании, имеющей права на торговую марку, не получая никакой прибыли. По данным ЕГРЮЛ, Борису Акимову принадлежит 21,7% ООО «ЛавкаЛавка», а основным владельцем с долей 33,97% выступает Дмитрий Немировский. Сегодня LavkaLavka, согласно собственному сайту, управляет в Москве тремя магазинами с кафе и рестораном. В LavkaLavka на вопросы не ответили.
«Азбука вкуса» управляет более 100 одноименными супермаркетами, свыше 50 магазинами AB Daily, бистро и пр. в основном в Москве и Санкт-Петербурге. По итогам января—сентября 2019 года выручка управляющей компании сети ООО «Городской супермаркет» выросла на 0,62%, до 45,35 млрд руб. год к году, сказано в ее отчетности. Чистый убыток был 990,63 млн руб. против прибыли 169,08 млн руб. годом ранее.
Как отмечают в «Азбуке вкуса», сегодня в сети представлены фермерские продукты c собственного производства в Мосальске Калужской области, а также сыры, мясные и рыбные деликатесы, вина и пр. независимых поставщиков. Один из первых проектов Бориса Акимова на новом месте, рассказывает топ-менеджер, — мосальский стейк, который производится на ферме «Азбуки вкуса». Продукт должен стать символом территории, как, например, флорентийский стейк для Флоренции, отмечает топ-менеджер. На упаковке также нанесен QR-код, который позволяет проследить все этапы производства. По словам господина Акимова, спрос на продукт вырос почти в десять раз по сравнению с продажами мяса собственного производства без бренда.
В интернет-магазине «Азбуки вкуса» мосальский стейк стриплойн доступен по 1,36 тыс. руб. за упаковку 350 г. Для сравнения, стриплойн «Мираторга» стоит 1,29 тыс. руб. за 660 г. Исполнительный директор Национального органического союза Олег Мироненко отмечает, что LavkaLavka также работала в высоком ценовом сегменте. Как объяснял “Ъ” ценообразование сам господин Акимов, у фермеров нет доступа к дешевому финансированию, а производство характеризуется крайне малыми объемами.
По словам гендиректора «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, партнерства с узким кругом фермеров характеризуются высокими рисками недопоставок из-за неритмичности производства и возможных изменений в сбыте. Опыт LavkaLavka по формированию масштабной сети поставщиков как раз может помочь решить эту проблему, отмечает он. При этом, добавляет эксперт, риски назначения Бориса Акимова могут быть связаны с его неоднозначной репутацией в глазах фермеров, которым LavkaLavka нерегулярно платила, хотя сила бренда «Азбуки вкуса» и позволяет их нивелировать.
В «Азбуке вкуса» видят растущий спрос на натуральные продукты и планируют кратно увеличить выручку от фермерского направления в ближайшие два-три года. Конкретные цифры там не назвали. В сети гипермаркетов Globus отмечают, что спрос только на фермерские овощи и фрукты за последний финансовый год вырос на 30%. По данным исследовательской компании GfK, фермерский продукт с большей долей вероятности купят 28% российских покупателей. В Euromonitor International оценили оборот рынка «здоровых продуктов» в РФ в 2019 году в 901,4 млрд руб.