Законодательство в области перевозок рыбной продукции: Решения, позволяющие их соблюдать
В Российской Федерации транспортировка скоропортящейся продукции, в том числе рыбной, строго регламентирована законодательством. Существует несколько нормативных актов, касающихся транспортировки: основной из них – технический регламент. Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» предписывает требования к производству, хранению, перевозке, реализации и утилизации рыбы, а также требования к маркировке и упаковке рыбной продукции для обеспечения ее свободного перемещения. Регламент был принят в 2016 году, вступил в силу с 1 сентября 2017 года, а 1 сентября 2019 закончился так называемый переходный период для адаптации участников рынка.
Регламент содержит в себе важные пункты о мерах контроля над соблюдением температурного режима, такие как:
- п. 59. Холодильные камеры для хранения пищевой рыбной продукции оборудуются термометрами и (или) средствами автоматического контроля температуры воздуха в камере, а также средствами для записи температуры.
- п. 61. Повышение температуры воздуха в холодильных камерах во время загрузки или выгрузки пищевой рыбной продукции допускается не более чем на 5°C, колебания температуры воздуха в процессе хранения, перевозки и реализации пищевой рыбной продукции не должны превышать 2°C.
- п. 62. Не допускается хранение охлажденной, подмороженной и замороженной пищевой рыбной продукции в неохлаждаемых помещениях до погрузки в транспортное средство и (или) контейнер.
- п. 63. Транспортные средства и контейнеры, предназначенные для перевозки пищевой рыбной продукции, оборудуются средствами, позволяющими соблюдать и регистрировать установленный температурный режим.
С полной версией технического регламента можно ознакомиться здесь.
За несоответствие техническому регламенту предусмотрены штрафы либо принудительная приостановка деятельности до 90 суток с конфискацией продукции и всего оборудования, что может обернуться для организаций и предпринимателей значительными убытками вплоть до прекращения деятельности за неоднократные нарушения.
Помимо этого, для транспортировки всей скоропортящейся пищевой продукции существует норматив – это специальная аккредитация транспортного средства, в результате прохождения которой выдается специальное свидетельство. Это значит, что для осуществления перевозок скоропортящейся продукции необходимо получать специальный документ – свидетельство СПС для каждого транспортного средства.
Свидетельство СПС – это специальный документ, удостоверяющий соответствие транспортного средства нормам СПС для перевозки скоропортящейся продукции. Эти нормы определены международным документом, который регламентирует перевозку скоропортящихся продуктов питания.
По сути, СПС – это соглашение о международных перевозках скоропортящейся продукции и о специальных транспортных средствах, предназначенных для ее транспортировки. До приказа Минтранса России от 30 июля 2014 г. № 211 российские перевозчики могли получить свидетельство СПС только на территории Европы, и оно требовалось исключительно для международных перевозок. Однако сейчас всем перевозчикам необходимо получать СПС на каждое транспортное средство, перевозящее скоропортящиеся пищевые продукты даже на территории России. Это связано с тем, что текст соглашения регламентирует не только международные перевозки, но и транспортировку скоропортящегося груза на территории каждого государства, которое является участником соглашения.
Свидетельство СПС включает в себя нормы – перечень требований к транспортному средству, которое будет осуществлять перевозку скоропортящейся продукции. В первую очередь, нормы касаются кузова транспортного средства, стенки, двери и пол которого должны состоять из термоизолирующих материалов, позволяющих ограничивать теплообмен между внутренней и наружной поверхностями кузова. В соответствии с протоколом испытаний свойств термоизолирующих материалов и способа поддержания температуры осуществляется классификация изотермических кузовов на ТС-ледник, ТС-рефрижератор, ТС-изортемическое и другие.
Еще одно обязательное требование к перевозчикам – это наличие терморегистратора, прибора, который фиксирует температуру внутри кузова. При этом и сам терморегистратор должен соответствовать определенным нормам:
– включение терморегистратора в Государственный реестр средств измерений и его проверка на функциональность (насколько точно прибор способен измерять температуру);
– погрешность при измерении температуры прибором не может превышать ± 1 °С;
– терморегистратор должен иметь функцию ведения записи данных на протяжении года с периодичностью 1 мин., не менее чем с двух датчиков, установленных внутри фургона;
– прибор должен передавать информацию пользователю разными способами: печать термочека либо визуализация полученных данных с помощью электронного носителя (например, экран смартфона).
Маркировка рыбной продукции
Законодательство в области перевозок рыбной продукции не стоит на месте, и в России уже ведутся эксперименты по внедрению маркировки рыбы. Ожидается, что термометки, которые смогут определять количество заморозок рыбы на всем ее пути от производителя до точки сбыта, будут запущены уже в этом году.
Такие метки придут на смену устаревшим обычным градусникам, с помощью которых происходит измерение температуры на данный момент. Новая система будет способна отслеживать всю цепочку доставки рыбы от производителя до магазина, показывать, что делали с товаром на всех пунктах. Тест поможет определить, когда рыбу держали в холоде, когда в тепле, а главное – сколько раз продукция была разморожена. В случае, если лабораторные анализы подтвердят многоразовую разморозку рыбы, ее придется конфисковать.
Предотвратить проблему
Выявить нарушения температурного режима и, как следствие, некачественную продукцию – это еще не полное решение проблемы. Самое важное – вовремя обнаружить ошибку и успеть устранить ее. Для скоропортящейся продукции существуют особые методы контроля температуры при перевозках, которые позволяют вовремя предупредить о том, что температура вышла за пределы допустимых значений. В процессе транспортировки рыбной продукции необходим постоянный онлайн-контроль температуры внутри фургона ТС, для решения этой задачи компания Адвантум разработала уникальное решение – ThermoFleet – терморегистратор с передачей данных, позволяющий обнаружить отклонения от заданных температурных режимов и ошибки в работе холодильной установки. Тем самым решение позволяет предотвратить порчу продукции.
ThermoFleet – это уникальный программно-аппаратный комплекс для контроля холодовой цепи на всех этапах – от производства продукции до доставки на точку сбыта. Погрешность при измерениях температуры с помощью ThermoFleet составляет не более ± 0,5 °С, в то время как допустимая законодательством норма погрешности равна ± 1 °С. Это позволяет наиболее точно контролировать режимы и применять решение в том числе для перевозки фармацевтических препаратов.
Важным преимуществом ThermoFleet является тот факт, что решение соответствует требованиям для получения свидетельства СПС, о котором мы писали выше, и ГОСТу Р 56940-2016.
Система сочетает в себе все необходимое оборудование с возможностью использования технологии LoRa для связи с беспроводными термодатчиками, программную часть на телематической платформе «Адвантум. Большой Брат», состоящую из веб-сервиса ref.advantum.ru (онлайн-система контроля) и мобильного приложения ThermoFleet для водителя.
Сервис ref.advantum.ru предназначен для измерения и контроля температуры в процессе производства, на складе, внутри REF-фургона во время транспортировки продукции. Сервис ref.advantum.ru позволяет осуществлять мониторинг работы и состояния ХОУ, отслеживать пути следования транспортных средств на карте в режиме реального времени и осуществлять передачу телематических данных. Подключившись к ref.advantum.ru, пользователи получают руководство по использованию портала и всестороннюю техническую поддержку.
ThermoFleet выполняет функции терморегистратора и телематического блока, позволяет контролировать работу холодильного оборудования и температурные значения перевозки. Применение вышеупомянутой технологии LoRa гарантирует высокую помехоустойчивость, широкую зону охвата и низкое энергопотребление датчиков. Дополнительно, кроме температурных датчиков, на транспортное средство можно установить датчик открытия двери, датчик влажности, ДУТ (датчик уровня топлива), датчик на подвеску и другие датчики и отслеживать все показания в едином портале ref.advantum.ru. Это позволяет полностью контролировать перевозку, получать и обрабатывать тревожные события, а самое главное – вовремя предотвратить несоблюдение температурного режима и обеспечить качество перевозимого груза.
ThermoFleet полностью соответствует п. 63 Технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» и способствует сохранению и регистрации температурного режима во время транспортировки.