АТФ сегодня твердо держится на плаву и уверенно идет курсом на прибыльность и эффективность работы
Сохранение и приумножение славной истории предприятия, развитие производства и активное участие в жизни города – вот три кита, на которых всегда стоял, стоит и стоять будет Архангельский траловый флот. И вековую дату рождения он отмечает в канун профессионального праздника – Дня рыбака.
Верным курсом
АТФ сегодня твердо держится на плаву и уверенно идет курсом на прибыльность и эффективность работы. В феврале 2014 года на предприятии прошла реорганизация, нацеленная прежде всего на более эффективное управление. Тогда архангельский тралфлот вошел в «Северо-Западный рыбопромышленный консорциум» (СЗРК) и генеральным директором стал Алексей Заплатин, возглавлявший до этого СЗРК-Мурманск. Задача перед новым руководителем стояла сложнейшая – буквально вдохнуть в АТФ новую жизнь, ведь тогда, в 2014-м, предприятие переживало сложнейшие времена, в залоге была почти вся собственность флота. Теперь, когда компания в частных руках, акционеры заинтересованы в ее развитии, модернизации и увеличении прибыли.
При этом предприятие не было перерегистрировано, оно осталось в Архангельске. По-прежнему работает судоремонт, порт, учебно-тренажерное судно «Белокаменка», рыбоперерабатывающий завод наращивает обороты, поставляя тысячу тонн готовой продукции в год.
Береговая база АТФ расположена в Маймаксе, фактически это морской перегрузочный терминал, длина причальной линии составляет триста метров, глубина у причалов до восьми метров. Это позволяет принимать и обрабатывать одновременно до трех судов. На причальной линии четыре крана, три из них грузоподъемностью до шести тонн для перевалки рыбопродукции. Еще один кран – 45-тонный. Здесь же, у причальной стенки, – холодильники, общая вместимость пять тысяч тонн рыбопродукции. Вся инфраструктура – собственность Архангельского тралового флота.
Кроме рыбы порт занимается перевалкой пиломатериалов, металлоконструкций, контейнеров, даже на опасные грузы есть лицензия. Плюс услуги ответственного хранения, отправка другим транспортом и прочее.
Здесь же, фактически на причале, свой рыбзавод производительностью до 10 тонн переработки сырья в сутки. Ассортимент довольно обширен: мороженая, соленая и копченая рыба, пресервы, фарш, причем все это натуральное, качественное, без лишней химии. Что важно: свежую продукцию архангелогородцы могут купить тут же, в специализированных магазинах.
Успешно функционирует судоремонт, это подразделение компании, работающее на рынок Северо-Запада. В 2015 году из убыточного подразделения оно вышло в прибыльное. Есть собственный док, но сейчас уже не любой пароход АТФ в него может войти, предприятию нужен док большей вместимости. И перспективы для его появления есть, а это и новые рабочие места, и расширение перечня услуг.
Что касается основного бизнеса – рыболовецких судов, тоже в свое время ходило много спекуляций на эту тему – что было больше 20-ти, а осталось восемь. На самом деле из этих кораблей в рабочем состоянии было всего четыре, остальные пошли на металлолом. Было куплено два судна – так называемые иномарки: «Холмогоры» (траулер переименовали в честь родины нашего великого земляка) и «Марк Любовский», принадлежащее ранее их мурманской компании. Так как у тралфлота в Архангельске квот больше, чем в Мурманске, то именно здесь сегодня сосредоточен основной рыбопромышленный бизнес. Все рабочие суда постоянно выходят в море на вылов рыбы. Более того, взят курс на обновление флота.
– Непростая ситуация сейчас в целом в рыбной отрасли, но для нас это еще одна проверка на прочность. Я смотрю в будущее с оптимизмом, думаю, что и из этой ситуации вый-дем с честью. Мы сегодня строим суда в России, в частности в Выборге. Всего запланировали построить четыре новых судна для Архангельского тралового флота, одно уже практически готово. Ведь что такое суда? Это развитие и перспективы. Если у рыбодобывающего предприятия есть новый современный флот, это означает, что предприятие собралось жить долго, хорошо и зажиточно. С появлением на флоте нового судна у нас хоть и немного, но будет добавляться квота. Это тоже вызывает определенный оптимизм, – говорит Алексей Заплатин.
Славный век тралфлота
Столетний юбилей – хороший повод напомнить историю. Датой появления на свет тралового флота считается день выхода первого рыболовного траулера Т-30 на промысел из Архангельска в Баренцево море. Это случилось 29 июня 1920 года.
Хотя имеет право на жизнь и другая точка зрения: тралфлот образовался на три месяца раньше, когда в марте постановлением Архангельского губернского ревкомитета была создана «Областьрыба». Началась большая работа по созданию на Севере рыболовецкого флота, его основой стали 12 национализированных траулеров. На их оснащение и подготовку как раз и ушло три месяца. Но мартовская дата у северных рыбаков как-то не прижилась, возможно, потому что их профессиональный праздник как раз приходится на начало июля.
Так и повелось, что АТФ свой день рождения всегда отмечает с Днем рыбака, ведь Фактория, где находится управление предприятия, всегда считалась рыбацким районом.
Название микрорайона тоже неслучайно: морские рыбацкие поселения (фактории) были у поморов с незапамятных времен, они оживали весной, когда северяне приходили на вылов рыбы. Еще в 1901 году онежский купец Епимах Могучий основал рыбацкую факторию в восьми верстах от Архангельска. Позже владельцем фактории стал рыбопромышленник Карл Спаде, который продал свое дело своему именитому коллеге Ивану Беззубикову. Кстати, первый траулер Т-30 тралфлота как раз и был одним из 12-ти национализированных траулеров купца Беззубикова.
Задачей созданной в 1920 году «Областьрыбы» было накормить страну, ведь тогда все силы были брошены на борьбу с голодом. Рыба оказалась стратегическим продуктом, поэтому траловый флот в молодой России начал развиваться семимильными шагами. На верфях Союза и заграницы строили новые траулеры, перспективы рыбной промышленности были огромными. Но все планы спутала Великая Отечественная война.
Спасали город от фашистов и голода
Уже утром 22 июня 41-го года все суда, находившиеся на промысле, получили приказ немедленно вернуться в порты приписки, в Мурманск и Архангельск. 50 судов были переоборудованы и вместе с экипажами вошли в состав Северного флота. Из оставшихся в тралфлоте 12-ти траулеров пять были вооружены. На них установили 45-миллиметровые пушки, кроме того, своими тралами корабли могли вылавливать глубинные бомбы. К началу 1942 года пять траулеров АТФ стали частью объединенного военизированного флота. Они сопровождали Северные конвои, чтобы в случае нападения немцев принять удар на себя.
Но и основную задачу рыбаков – ловить рыбу – никто не отменял, в Архангельске свирепствовал голод. Причем промысел зачастую проходил там, где был огромный риск наткнуться на вражеские корабли или подлодки. За треской даже к Новой Земле шли и, несмотря на риск, доставляли ее в родной порт.
Архангельск не зря получил высокое звание города воинской славы: во время войны он жил и работал, несмотря на бомбежки, нехватку рабочих рук и голод. В 1942 году на траулере объединенного военизированного флота «Зубатка» была организована экспедиция на острова Новой Земли для сбора яиц кайры, чтобы накормить детей в городе. В экспедиции участвовали подростки начиная с 15-ти лет. У некоторых ребят была дистрофия, но они очень стремились попасть в отряд. Все лето собирали яйца, а это было делом нелегким, ведь кайра гнездится на голых скалах. Чтобы подобраться к гнезду, двое мальчишек спускали на веревке третьего с корзиной. Яйца складывали в ящики, «Зубатка» увозила их в Архангельск. А ребята работали на острове до поздней осени, нередко подвергая свою жизнь опасности, ведь фашисты выходили в Карское море.
Три траулера Архангельского тралового флота погибли в годы войны. В августе 41-го немецкая подлодка затопила траулер РТ-411 «Ненец». В 1943 году в Карском море погибли траулеры РТ-94 «А. Жданов» и РТ-308 «Красный Онежанин». К слову, демобилизовывать архангельских рыбаков начали лишь в 1947 году. И сегодня в музее предприятия бережно хранится память о том нелегком, но героическом времени.
Рыбаки увидели мир
После войны Архангельский траловый флот вновь встал на ноги, он постоянно пополнялся новыми судами. 70-е годы прошлого века можно назвать расцветом отрасли – именно тогда началось широкое освоение новых районов промысла. Ловить стали во всем мировом океане, даже до Антарктиды добрались. И рыбаки, которые до этого вели промысел в основном в Баренцевом море, смогли увидеть другие страны, они открыли для себя мир. Дальние рейсы предусматривали заходы в порты Марокко и Испании, Германии и Англии, Польши и Норвегии. Суда, приходящие с промысла с перевыполнением плана, в Архангельске встречали с духовым оркестром, жены с детьми приходили на причал. Мальчишки гордились своими отцами и сами мечтали о том, чтобы стать рыбаками. Тогда же возникли славные рыбацкие династии.
Архангельский тралфлот даже развал Советского Союза пережил почти без потерь – его не растащили, как это было принято в те годы. Предприятие даже продолжало строить новые суда. Но с 2010 года все громче и громче заговорили о том, что оно будет неизбежно приватизировано. И наконец в 2013 году АТФ был поставлен в государственный план приватизации. Вокруг предприятия начали кружиться столичные покупатели, но их целью было приобрести тралфлот по дешевке и обанкротить его. К счастью, этого не случилось, вовремя к АТФ присмотрелись настоящие рыбаки из «Северо-Западного рыбопромышленного консорциума» (СЗРК). В итоге тралфлот приватизировали в конце 2013 – начале 2014 года, а купило его ООО «Вирма», входящее в СЗРК. У руля нового предприятия встал, как уже говорилось, Алексей Заплатин.
Рыба не может быть дешевой
По мнению Алексея Заплатина, в любом деле главное – стабильность, а в таком сложном виде производства, как рыбная отрасль, особенно.
– Мало того что мы несем биологические риски, связанные с составом рыбных запасов, природные риски, порой не дающие нам работать. Это и штормы, изменение температуры воды, изменение течений, и масса других рисков. Так еще «Росрыболовство» постоянно меняет правила игры, рыбаков это раздражает, – отмечает генеральный директор АТФ.
В советское время рыбопромышленный комплекс всегда был источником валютных поступлений наряду с нефтью, газом, лесом. Рыбаки осваивали практически все районы Мирового океана – Юго-Восточную и Юго-Западную Атлантику, Тихий океан. Рыба продавалась за валюту. А сейчас почему-то считается, что рыбаки должны накормить всех за копейки дешевой рыбой, что она ничего не стоит.
– Я вообще не понимаю такого словосочетания – «дешевая рыба». Дешевым бывает сыр в мышеловке. Рыба по определению быть дешевой не может, поскольку цены формируются на мировом рынке. И цена такая, какая есть, таковы рыночные отношения. И второе – должна быть четко выстроена система господдержки. Ведь субсидируют колхозников, которые кормят страну. Но и в рыболовной отрасли есть колхозы, имеющие средний и малый флот. Давайте их поддержим, тогда они накормят рыбой, – считает Алексей Заплатин.
А еще гендиректор уверен, что нужно вновь поднимать престиж профессии рыбака. Сейчас ситуация переломилась, молодежь снова начинает проситься в море. Правда уже возникает вопрос по качеству профессионального образования и подготовки кадров.
Сегодня на собственном рыбзаводе в Маймаксе перерабатывается лишь небольшая часть улова. При этом ассортимент готовой продукции достаточный: пресервы, сельдь копченая и соленая, скумбрия, ерш, камбала, зубатка горячего и холодного копчения, палтус.
– В планах у нас и судоремонт развивать, и док модернизировать, и по порту более эффективно привлекать грузы в том числе с Дальнего Востока, заманивать сюда мурманчан целым комплексом услуг, частично переключаться на другие грузы помимо рыбы, – поделился Алексей Заплатин.
Помогать городу – это традиция
За эти годы директор тралфлота стал настоящим патриотом Архангельска. АТФ помогает городу в проведении различных мероприятий, в благоустройстве округа Варавино-Фактория, где расположено управление. В сквере Грачева компания установила большой игровой комплекс – корабль, чтобы мальчишки и девчонки с детства понимали, что Архангельск – морской город. И даже традиционный День рыбака, который широко и весело отмечается в округе, проходит всегда при поддержке АТФ.
У Архангельского тралового флота подписано соглашение о сотрудничестве с городской администрацией. В рамках этого соглашения проводятся совместные мероприятия, в том числе благоустройство территории 26-й школы на Варавино.
Музей тралфлота посещают учащиеся большинства школ округа, студенты и курсанты, ветераны. Гордость ведомственного музея – эксклюзивный экспонат, рабочий стол норвежского консула, экспроприированный после революции. Экспозиция затрагивает все этапы развития рыбной отрасли и предприятия, есть и зал новейшей истории – о сегодняшнем дне АТФ. Неслучайно глава Архангельска Игорь Годзиш заявил во время очередного посещения предприятия: «Растет тралфлот – растет Архангельск: в этом нас убеждает прошлое и настоящее города».
С такими людьми еще сто лет работать можно
Руководство тралфлота прекрасно понимает, что без сохранения славной трудовой истории невозможно успешное будущее предприятия. На первом этаже офиса АТФ разместился Совет ветеранов, который уже перешагнул свой 50-летний юбилей, а также их знаменитый музей.
Ветеранская организация тралфлота появилась в нашем городе одной из первых. В ноябре 1967 была создана общественная организация «Ветераны Великой Отечественной войны АТФ», объединившая рыбаков и работников берега, участников боевых действий, что служили на кораблях Северного флота, военизированных траулерах, воевали на полях сражений.
Активисты Совета ветеранов все эти годы вели активную работу с молодежью, участвовали в партийных, профсоюзных, комсомольских мероприятиях тралфлота. Отстаивали права, льготы и меры социальной поддержки для ветеранов, боролись за судьбу всего предприятия в лихие 90-е годы. Несмотря на все сложности и финансовые затруднения, что ветеранской организации пришлось испытать за годы своего существования, она продолжает дело, начатое полвека назад. Ежегодно совет разрабатывает и утверждает планы работы, ветераны все так же регулярно встречаются с молодежью, будущими моряками, школьниками, участвуют в посвящении в курсанты, в юнгаши. В составе организации – порядка 500 человек, все они – люди с богатой профессиональной историей, отработавшие по 30-50 лет. У большинства из них в трудовой книжке всего одна запись о приеме на работу: принят в Архангельский траловый флот. Только даты разные.
– Архангельский траловый флот не раз переживал трудные времена, были и взлеты, и падения. Но есть главное, на чем всегда держится предприятие, – это наши люди. Люди у нас трудяги! Поморы, они и есть поморы. У нас есть рыбаки, которые здесь работают уже в третьем, в четвертом поколении. И благодаря таким людям наш тралфлот еще добрую сотню лет проживет, – уверен Алексей Заплатин.