Сахалинцы гордятся своим земляком!
Человек многого может достигнуть, если у него есть цель
Икра! Как много в этом слове… Дальше можно не продолжать: дальневосточный деликатес в рекламе не нуждается. Сегодня на праздничном столе россиян красная икра успешно конкурирует с традиционными новогодними блюдами — салатом оливье и селедкой под шубой. Несколько лет назад качественный дальневосточный продукт успешно «прописался» за девять тысяч километров от Сахалина.
И это благодаря сети магазинов «Красная икра», обслуживающей покупателей Москвы и Московской области. При этом мало кто знает, что этот масштабный сетевой бизнес в далеком от нас регионе построил практически один человек — наш земляк сахалинец Александр Борисик.
Его университеты
Сахалин середины 90-х мало чем отличался от других российских регионов. На дворе стояла эпоха накопления первоначального капитала, и каждый умеющий просчитывать прибыль стремился влиться в торговые ряды.
Особым интересом у новоиспеченных предпринимателей пользовалась добыча и переработка рыбы. Сахалинское побережье было буквально усеяно большими и малыми промысловыми предприятиями — различными ОАО, ЗАО и СП. Наиболее заметными на рынке рыбопродуктов были тогдашние «законодатели мод» в рыбопромысловой отрасли — крупные по тогдашним меркам предприятия «Пиленга Годо», «Сисафико», «Тунайча»…
В силу возраста Саша Борисик даже мысленно не мог составить конкуренцию тогдашним рыбопромышленникам. Хотя предпринимательская жилка проявилась у него достаточно рано. На то была весьма веская причина — рыночные реформы. Пожилые сахалинцы хорошо помнят то время, когда на центральном рынке в Южно-Сахалинске, самодельных столиков или картонных коробок, а то и прямо с земли кто только и чем только не торговал! Именно там будущий «икорный король», как называет сегодня Александра Борисика деловой журнал Forbes, начинал свои «рыночные университеты» — с розничной торговли товаром, ассортимент и количество которого определял отнюдь не тщательно выверенный бизнес-план, а всего лишь финансовые возможности.
Ему было 22 года, когда предпринимательство наконец-то обрело вполне определенные формы. В 97-м году Александр организовал в областном центре продажу пива в розлив с соответствующей закуской – вяленой и сушеной рыбкой. Для этого дела купил себе небольшой грузовичок и с головой окунулся в коммерцию.
Южно-Сахалинск — Владивосток
Бизнес быстро набирал обороты. Сначала было с полдесятка торговых точек, потом их количество увеличилось вдвое. А дальше был переезд во Владивосток, где Александр Борисик начал очередной свой
«университет» с торговли рыбной продукцией. Вяленую корюшку, копченую камбалу, соленую горбушу и прочую рыбную продукцию ему поставлял один из сахалинских рыбопромышленников. Но выгодней в Тулу возить самовары, чем во Владивосток — сушеную корюшку. Так что пришлось и в этот раз искать иной предпринимательский ход.
И он был найден: Александр занялся выпуском собственной рыбопродукции. Для этого пришлось создать настоящее предприятие — с производственными цехами, морозильными камерами и складскими помещениями. Основной продукцией стала копченая и вяленая рыба, баночная икра.
За восемь лет предприниматель не только наработал солидный производственный опыт, но что самое главное, определился с дальнейшим развитием бизнеса. Ставка была сделана на Москву. Сначала в столицу отправлялись небольшие партии продукции для реализации через местные торговые точки, а в 2009 году Александр решил взяться за продвижение товара самостоятельно. Подготовил крупную партию рыбы и икры — и отправился покорять столицу.
В Москву, в Москву!
И раньше, и теперь столичный рынок — серьезнейшее испытание практически для любого бизнеса. Мало привезти сюда товар, его еще надо суметь продать. И вот здесь-то новичка и подстерегают всякого рода неожиданности, начиная от излишнего внимания всякого рода проверяющих структур и заканчивая откровенно косыми взглядами ближайших конкурентов. Но москвичи не знают, что наши люди в столице – настоящие бойцы, которые не сгибаются под натиском и обстоятельствами.
Не известно, сумел бы Александр заинтересовать искушенных столичных покупателей своим товаром, если бы предложил лишь традиционные виды продукции — соленую и копченую кету с горбушей да красную икру, закрученную в баночку № 22. Однако он рискнул привезти в столицу малоизвестные здесь виды дальневосточных рыб — кижуча, нерку, навагу, корюшку-зубатку. Причем в самом разном виде — соленую, копченую, маринованную, в разделке и в нарезке. А что касается деликатесов, то наряду с хорошо известной горбушевой или кетовой икрой столичные гурманы могли полакомиться икрой кижуча и нерки.
Качественный товар быстро приобрел своих почитателей. Дела предпринимателя Александра Борисика шли в гору. Сначала он торговал продукцией на чужих торговых площадках, а затем, освоившись в столице, начал создавать сеть своих специализированных магазинов, современных и уютных. Название для них выбрал самое простое, но милое сердцу каждого россиянина — «Красная икра».
На любой вкус и без консервантов
Первый сетевой магазин «Красная икра» был открыт весной 2009 года. С тех пор количество торговых точек лишь увеличивалось. Всего через 8 лет торговлю дальневосточной икрой и рыбой в Москве и Подмосковье вели уже почти 100 магазинов! И не удивительно: одной красной икры в подобной торговой точке аж четыре вида — икра кеты, горбуши, нерки, кижуча. А еще есть икра минтая и икра морского ежа. Ну и конечно же, рыба во всех ее видах: свежемороженая и охлажденная, соленая и вяленая, горячего и холодного копчения. В ассортиментной линейке - более 170 наименований. Причем торговая наценка в магазинах «Красная икра» не превышает 20 – 25 проц., что гораздо меньше, чем у других предпринимателей. В свое время, готовясь к завоеванию столичного рынка, Александр Борисик определил в качестве своего главного преимущества низкие цены на продукцию. И этот принцип старается не нарушать.
Но главное – само качество товара. В продукции ИП Борисик – никакой химии, консервантов, красителей и усилителей вкуса. Только в его магазинах в продаже икра-пятиминутка, кстати, хорошо известная сахалинцам. Вкус у такой икры бесподобный, а вот срок годности весьма небольшой — примерно около месяца. Добавка консерванта увеличило бы срок хранения деликатеса до года. Но что не сделаешь ради перфекционизма, который в производстве рыбной продукции важен не меньше, чем в любом другом деле!
Сам Александр регулярно бывает в магазинах сети — интересуется мнением покупателей о товаре. Он должен быть всегда свежим и вкусным. К слову, если покупатель не доволен качеством продукции, он может вернуть его в магазин. Но таких случаев еще не было.
И еще
О таких как Александр Борисик говорят: «Он живет производством». И это действительно так. Он стал законодателем моды в рыбном ритейле столицы и ввел такое понятие, как дикая дальневосточная рыба. Успевает держать под контролем все рабочие процессы. Участвовать в создании новой продукции, экспериментировать с рецептурой деликатесов. И результат налицо - в магазинах «Красная икра» всегда толпятся покупатели, и даже во время пандемии торговые залы не пустые.
Теперь у Александра появилась новая задумка начать выпуск пива как всегда с фанатичным перфекционизмом – лучший солод и никакой химии. Есть и другие идеи, но это уже на будущее.
При этом успешный бизнесмен Александр Борисик — человек достаточно молодой: завтра ему исполняется всего 45 лет. Он многого уже успел достичь, и многое сделает еще, сомневаться в этом не приходится. Сахалинец и в Москве не пропадет, если верит в себя и в свое дело.