Трагедия «Онеги» напомнила о гибели буксира «Бесстрашный»
Ветеран ММРП Владимир Обухов рассказывает о ЧП, разразившемся на Баренцевом море несколько десятков лет назад.
Трагедия мурманского ярусолова «Онега», произошедшая 28 декабря, напомнила случай с буксиром «Бесстрашным», погибшим на Баренцевом море ещё в 50-х годах XX века. Обстоятельства несколько схожи: зима, полярная ночь, шторм. Только причина крушения – в штурманской ошибке, да и до берега было гораздо ближе, чем рыбакам с «Онеги». Об истории «Бесстрашного» вспоминает ветеран Мурманского морского рыбного порта Владимир Иванович Обухов, проработавший всю жизнь в портофлоте и лично знавший многих участников того ЧП.
- «Бесстрашный» был дизельным буксиром в составе портофлота ММРП, - вспоминает Владимир Иванович. – Командовал им Алексей Соин. Судно обслуживало портопункты на побережье Кольского полуострова – Териберку, Порт-Владимир. Экипаж – около двадцати человек. Вот как раз из Териберки «Бесстрашный» и шёл в Мурманск. Должен был пройти Кильдинскую Салму – пролив между островом Кильдин и материком. И как раз в этом момент капитан оставил управление судном на старпома, а сам спустился в каюту – сменить ботинки на валенки и выпить горячего чаю.
По словам Обухова, в условиях полярной ночи и шторма старпом перепутал огни двух маяков – кильдинского и материкового - и вывел буксир прямо на камни у острова. От сильного удара буксир получил пробоину и завалился на бок. Двигатель встал. Рядом был спасительный берег Кильдина, но перебраться не давали прилив и шторм. А моряки понимали, что соваться в ледяную воду смерти подобно, никаких гидрокостюмов тогда не было. Впрочем, на буксире, избиваемом волнами, тоже было не сладко. В итоге, экипаж провёл несколько часов на опрокинутом судне, а потом, когда начался отлив, наиболее отчаянные во главе с капитаном решили перебираться на берег. На борту осталось шесть человек, включая повара, буфетчицу и юнгу.
- Шторм не унимался, поэтому все, кто выбрался, были мокрые, несмотря на отлив, - продолжает Владимир Иванович. – Стармех нашёл на берегу опрокинутую шлюпку и спрятался под ней. Выжил, но сильно обморозился. Капитан довёл остальных до будки маячника. Она была маленькой, поэтому греться ребята с «Бесстрашного» могли только по очереди – по 2-3 человека. В конце концов, им на помощь пришли военные, которые заметили терпящее бедствие судно.
Выбравшиеся на берег выжили все, хотя и заработали обморожение и переохлаждение. А вот шесть человек, оставшиеся на «Бесстрашном», погибли…
- Похоронили их рядом друг с другом - на старом мурманском кладбище, - вздыхает Обухов. – Капитану дали пять лет тюрьмы – ведь при прохождении узостей он должен быть на мостике. Когда вышел на свободу, в море уже не ходил. Что стало со старпомом – не помню…
Как часто бывает, причиной трагедии стала человеческая ошибка. Но морякам с «Бесстрашного», пусть и не всем, хотя бы повезло с тем, что берег был рядом. А по экипажу «Онеги» в Мурманской области сегодня объявлен траур. От места гибели ярусолова до Новой Земли около 40 километров…
Источник: пресс-служба АО "Мурманский морской рыбный порт", фото Алексея Бакуменко и из архива Мурманского морского рыбного порта, mmrp.ru.