Арбитражный суд постановил расторгнуть контракты на добычу водных биоресурсов с компаниями Дмитрия Дремлюги
Арбитражный суд Москвы в двух инстанциях удовлетворил иск к Росрыболовству и рыбодобывающим компаниям, подконтрольным известному в Приморье бизнесмену Дмитрию Дремлюге. Истцами выступили Генпрокуратура, ФАС и Минсельхоз: надзорные органы потребовали расторгнуть ранее заключённые договоры на добычу водных биоресурсов, в том числе краба, с семью компаниями.
Генпрокуратура, ФАС России и Министерство сельского хозяйства настаивали на признании ничтожными договоров на добычу водных биоресурсов, которые Федеральное агентство по рыболовству заключало в ходе заявочной кампании в 2018 году. Договоры должны были действовать до 2033 года, но Арбитражный суд города Москвы по этому иску принял положительное решение.
О грядущем расторжении стало известно ещё в 2019 году, однако семь компаний в судах боролись за право вылавливать различные виды крабов, в том числе «валютоёмкого» камчатского, а также сельдь, навагу, кальмар, треску, минтай и другие биоресурсы. В частности, градообразующее предприятие ООО «Зарубинская база флота» оспаривало наличие иностранного контроля над своими активами. Надзорные органы утверждали, что компания подвластна бизнесмену Дмитрию Дремлюге – участнику «крабовых войн» в Приморье десятилетней давности. У Дремлюги двойное гражданство – России и Украины, – он уехал за границу после возбуждения нескольких уголовных дел и, по сообщению ФСБ, находится в международном розыске (на сайте Интерпола такой информации нет). В компаниях, которые надзорные органы с ним связывали, были иные собственники – это доказала Зарубинская база. Однако Генпрокуратура и ФАС всё же связали организации с опальным бизнесменом.
Так, материалами дела подтверждено, что ответчики произвели формальные изменения (продажа долей в уставных капиталах, смена директоров), направленные на «создание ложной видимости устранения признаков наличия над ними контроля» со стороны группы лиц с участием Дмитрия Дремлюги. Тем не менее ФАС России было установлено, что контроль над ответчиками со стороны группы физических и юридических лиц, действующих в интересах Дремлюги, продолжает существовать. Генеральной прокуратуре Российской Федерации стало известно об этом в январе 2022 года из письма антимонопольной службы.
Как следует из представленных в материалах дела показаний и доказательств, в период «заявочной кампании 2018 года» в Росрыболовство поступило более 4500 заявок на переоформление договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов (ВБР) – в том числе и заявки от ООО «Атлантика», АО «ХК «Дальморепродукт», ООО «Зарубинская база флота», ООО «Инсайд», ООО «ХАСАНРЫБА», ООО «Краб ДВ», ООО «Тайфун». При этом по заявкам, поданным этими семью компаниями, в разделе «сведения о нахождении или ненахождении заявителя под контролем иностранного инвестора» указано, что данные ООО и АО не находятся под таким контролем.
По итогам кампании Федеральное агентство по рыболовству заключило около 4000 договоров о закреплении доли квоты добычи ВБР, сведения о которых внесены в Государственный рыбохозяйственный реестр. Федеральная антимонопольная служба обращалась к регулятору с письмами, в которых указывала на наличие иностранного контроля над компаниями, получившими квоты в 2018-2019 годах. Но как заявило Росрыболовство в суде, на дату подписания оспариваемых договоров (с учётом того, что пользователи в заявках указали на отсутствие иностранного контроля) оснований отказывать этим организациям не было.
Тем не менее из представленных Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой суду документов следует, что контроль иностранного инвестора над ООО «Атлантика», АО «ХК «Дальморепродукт», ООО «Зарубинская база флота», ООО «Инсайт», ООО «ХАСАНРЫБА», ООО «Краб ДВ», ООО «Тайфун» был сохранён. Таким образом, при подаче заявок на заключение спорных договоров в 2018 году Росрыболовство было введено в заблуждение ответчиками, и квоты на добычу (вылов) водных биоресурсов не могут принадлежать указанным обществам в силу допущенных ими нарушений закона, влекущих ничтожность поименованных договоров.
Таким образом, суд признал все договоры, заключённые с компаниями, подконтрольными Дремлюге, недействительными и ничтожными. Фактически они расторгнуты.
Все фигуранты дела в июле-августе, после вынесения решения в первой и апелляционной инстанциях, подали иск к ФАС о признании заключений об иностранном контроле на компаниями недействительными. Сейчас движение по этим делам приостановлено – вероятно, до тех пор, пока в основном споре не будет поставлена точка.
Напомним, во Владивостоке Дмитрий Дремлюга известен не только как рыбопромышленник, но и как совладелец нескольких крупных компаний, занимающихся различной деятельностью. Ранее Росрыболовство сообщало, что намерено лишить квот рыбодобывающие компании Дремлюги из-за его украинского гражданства. В перечень тогда входило пять компаний: ООО «Атлантика», АО «ХК «Дальморепродукт», ООО «Тайфун», ООО «Краб ДВ» и ООО «Зарубинская база флота».
Приморский край бизнесмен покинул в 2012 году, став фигурантом нескольких уголовных дел, в том числе – о махинациях на аукционах по распределению квот на краба. Как писали СМИ, основным конкурентом компаний Дремлюги в аукционах 2012 года должна была стать ПБТФ, принадлежавшая тогда нынешнему губернатору Приморья Олегу Кожемяко. Но компанию ныне опального бизнесмена не допустили до торгов. Чуть позже было возбуждено несколько уголовных дел, а Дремлюга покинул регион. Уехав из Приморья, бизнесмен не перестал контролировать свои компании, при этом также оставаясь и гражданином Украины.
Как установила ФАС, с декабря 2012 года Дремлюга «постоянно проживает на территории иностранного государства и не является налоговым резидентом Российской Федерации» – это следует из материалов судебного разбирательства между ФАС и ПАО (сейчас АО) «ХК «Дальморепродукт». В письме ФСБ, которое упоминается в судебных материалах, сказано, что Дремлюга объявлен в международный розыск «за совершение экономических преступлений» на территории России.