Архангельский флот станет исключением. Государство продаст акции компании в особом порядке
Продажа 100% Архангельского тралового флота (АТФ) выведена из-под закона "О приватизации". Нового собственника до 2018 года будет контролировать правительство Архангельской области, а конечными бенефициарами компании-покупателя могут быть иностранные граждане. При таких условиях доходность АТФ будет зависеть исключительно от того, как сложатся отношения нового владельца с местной властью. Об этом сообщает www.Fishnet.ru со ссылкой на Коммерсант.
Основные условия отчуждения акций АТФ уполномоченный агент по сделке Газпромбанк обсудил вчера с потенциальными претендентами. Участники узнали, что процедура не является конкурсом или аукционом и к ней не будут применяться положения статей ФЗ "О приватизации" и Гражданского кодекса РФ. В части квалификационных требований произошло одно изменение — конечными акционерами российского юрлица, желающего принять участие в сделке, теперь могут быть иностранные граждане или компании. По словам главы департамента корпоративного финансирования Газпромбанка Александра Кулика, требования к выручке (не менее 500 млн руб. без учета НДС и акцизов за последние два года) и к наличию опыта работы исключают участие торгах компаний, созданных "под сделку".
Господин Кулик также раскрыл подробности акционерного соглашения, которое покупатель должен заключить с правительством Архангельской области, безвозмездно в течение трех дней после завершения сделки передав ему одну обыкновенную акцию АТФ. Пригласив в совет директоров и ревизионную комиссию общества представителя области, новый собственник будет обязан согласовывать с ним отчуждение или ликвидацию движимого и недвижимого имущества, списание судов, а также продажу за пределы области более чем 75% улова компании. Мера по сокращению новым владельцем штата сотрудников была смягчена до уровня не более 5% за первые полгода. Остальные пункты соглашения, по словам представителя банка, являются стандартными и полностью соответствуют компетенции общего собрания акционеров.
В АТФ входят 21 промысловое судно и инфраструктура, включая рыбоперерабатывающий завод. Компания владеет крупнейшими квотами на вылов трески и пикши. Одобрение ФАС на покупку АТФ получили "Русское море Добыча" (РМД, имеет тех же акционеров, что и ГК "Русское море", Максима Воробьева и Глеба Франка, но в группу не входит), ООО ВИРМ (учредитель ООО СЗРК), ОАО "Робинзон" (Мурманск), ОАО "Меридиан", "АТФ Северные инвестиции" (компания менеджмента АТФ и фонда UCP Ильи Щербовича), ОАО "Мурманский траловый флот" (входит в холдинг "Карат") . Выручка АТФ за 2012 год — 3,44 млрд руб., чистая прибыль — 32,9 млн руб.
По мнению юристов, исключение требования о "российской прописке" конечных бенефициаров сделано только для того, чтобы заявленные участники, чьи головные структуры находятся в офшорных зонах или чьи владельцы имеют двойное гражданство, получили доступ к торгам. Как уже сообщал "Ъ", под эту категорию подходит половина компаний, получивших одобрение ФАС на сделку, включая РМД, "АТФ Северные инвестиции", "Карат" и др.
Существенным обременением потенциальные участники считают акционерное соглашение с Архангельской областью. "Беспокоит, что контроль за акционерным соглашением будет осуществляться одним из участников этого соглашения — архангельскими властями, что усложнит управление купленным активом",— сетует один из претендентов на АТФ. "Наличие социальной нагрузки на флот обосновано с точки зрения ответственности бизнеса, но ее размер может достигать солидных сумм. Например, только содержание 21 судна, принадлежащего АТФ, с пониманием, что в море выходят только 7-8 из них, требует больших затрат",— говорит директор по корпоративным коммуникациям РМД Илья Власенко. По плану окончательная оферта на приобретение 100% акций АТФ будет подана участниками 19 ноября, а уже в декабре правительство объявит нового собственника АТФ. Стартовая цена — 1,825 млрд руб.