Большая цена маленькой ошибки рыболовецкого капитана судна
Капитан рыболовецкого судна неверно указал год в уведомлении пограничным властям. За это он оштрафован на 1,2 млн рублей, а его компания – на 8 млн. Соразмерно ли такое наказание совершенному проступку, разбирается суд.
Во время промысловых рейсов рыболовецкие суда вынуждены заходить из территориального моря в экономзону России и обратно. На этот случай есть правила, по которым капитан должен уведомить пограничные власти о намерении пересечь государственную границу.
Капитан судна «Островной-4», которое с 23 января 2023 года вело промысел у берегов Сахалина, честно следовал этим правилам. Он уведомлял пограничное управление по Сахалинской области о времени, координатах пересечения границы, составе экипажа и т. д. Однако совершил ошибку, вполне простительную, если учесть, какой груз ежедневных забот лежит на капитане. Для подготовки уведомлений он взял образец документа за 2022-й и забыл поменять год.
При этом сахалинские пограничники без вопросов приняли уведомления, не предупредив капитана о том, что тот ошибся.
В апреле 2023-го в связи с неверным указанием года пограничное управление по Сахалинской области привлекло капитана и судовладельца к административной ответственности за нарушение режима государственной границы. В отношении капитана вынесено 40 постановлений (по каждому пересечению границы). По каждому назначен штраф 30 тысяч рублей. Общая сумма штрафа составила 1,2 млн рублей. Такое же количество постановлений вынесли в отношении компании. Ей придется заплатить штрафов на 8 млн рублей.
Адвокат капитана Игорь Копытов обратился за разъяснением в пограничное управление по Сахалинской области. Среди прочего он адресовал ведомству два вопроса. Почему пограничники приняли уведомления, несмотря на допущенную капитаном ошибку, и не указали ему на необходимость исправить год? Справедливо ли так наказывать рыбаков за проступок, который не причинил государству никакого ущерба?
На первый вопрос последовал такой ответ: «Пограничное управление в каждом случае подтверждает заявителю факт получения уведомления о намерении осуществлять неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации. Обязанности по внесению корректив (исправлению ошибок, описок) в поданные заявителями уведомления не входит в компетенцию пограничного органа».
На второй вопрос пограничное управление ответило так: «В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушений, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих публичных правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, поскольку установленная обязанность заявителем исполнялась недобросовестно, ненадлежащим образом».
Похожие дела возбуждались и раньше. Вспомним один пример.
В феврале 2016-го СТМ «Одоевск» собирался в рейс. Капитан подал в погранслужбу уведомление о намерении пересечь границу. Пограничники посчитали, что оно не отвечает установленной форме. Однако не сообщили об этом капитану сразу. Когда судно пересекло границу 11 раз, было возбуждено 22 административных дела: 11 – в отношении капитана, 11 – в отношении судовладельца.
Длительное время шли консультации между рыбацким сообществом и пограничной службой по этой проблеме. В итоге стороны пришли вроде бы к общему мнению, что такого рода дела разоряют бизнес, не принося государству особой пользы. За последние пять лет на Камчатке подобная административная практика шла на убыль. Видимо, на Сахалине решили снова взять ее на вооружение.
Этот спор продолжится в суде. Защитник капитана судна «Островной-4» направил 40 жалоб в Южно-Сахалинский городской суд, а судовладелец – 40 заявлений в Арбитражный суд Сахалинской области.
Кроме того, компания направила в суд заявления о признании незаконными действий и бездействия пограничного управления по Сахалинской области. Заявитель считает, что в данном случае пограничные власти сами создали условия для нарушения режима госграницы.