Будущие заводы Приморья обречены на выпуск продукции второго сорта?
На прошедшей неделе активно обсуждался вопрос о необходимости изменения условий предоставления квот на инвестиционные цели для береговых заводов. Так гендиректор ООО «Русский минтай» Михаил Дегтяренко в разговоре с губернатором Приморского края Олегом Кожемяко пожаловался на то, что «тем заводам, которые будут работать на промышленных квотах, в отличие от «прибрежников», будет очень сложно выполнить обязательное условие работы – ежегодно перерабатывать не менее 70% квот, предоставленных на инвестиционные цели».
Аргументация простая и понятная -, из-за удаленности промысловых районов невозможно доставить в Приморье непосредственно «уловы» - то есть живую или свежую рыбу с севера Охотоморья, где ее добывают. Он считает, что необходимо учитывать при переработке на заводах замороженную рыбопродукцию, вырабатываемую судами в районе промысла.
Эта проблема перекликается с вопросом о разрешении для судов, работающих по прибрежным квотам, осуществлять первичную переработку на борту для сохранения уловов с последующей их поставкой на береговые предприятия.
Для тех, кто хотя бы чуть-чуть в теме, все совершенно понятно и очевидно. Прошла информация, что Минсельхоз РФ подготовил проект постановления правительства, предусматривающий, что сырьем для береговых предприятий может служить и непереработанная пищевая рыбная продукция из уловов.
Не будем придираться к странному термину «непереработанная пищевая рыбная продукция». Главное, чтобы эти изменения в правовой базе по инвестиционным квотам были приняты.
Ситуация, между тем, удивительная. Процедура рассмотрения заявок на получение инвестиционных квот предусматривает выполнения целого ряда условий на соответствие проекта определенным критериям. Росрыболовство на своем сайте создало отдельную страницу, выпустило презентацию, подробно разъясняющую все и вся. Заявки рассматривала компетентная комиссия, решения принимались открыто и доступны для всех желающих с ними ознакомиться.
И что же в итоге? Как можно было одобрить проект завода по обработке свежего минтая в Приморье, если квоты выделяются в других районах?
Завод «Русский минтай» относится к типу объекта «М» производительностью 100 тонн филе и фарша в сутки. Это порядка 300 тонн сырца в сутки. Как сообщается в Таблице сводной информации о реализации инвестиционных проектов на сайте Росрыболовства, еще одно аналогичное предприятие строится в поселке Большой Камень также в Приморье (АО «РК «Новый мир»»), на о. Шикотан (ООО «Курильский рыбак») и два на Камчатке (ООО «Витязь-Авто» и ООО «Камчаттралфлот»).
Если для Шикотана и Камчатки проблема снабжения сырьем худо-бедно решается, то для Приморья она неразрешима в принципе. И это было очевидно с самого начала, опять же для тех, кто хоть чуть-чуть в теме. Тем не менее, заявки были одобрены и расходы понесены.
Да, для того чтобы эти заводы работали предлагаемые изменения законодательства жизненно необходимы. Но эти предприятия обречены выпускать продукцию второго сорта (двойной, а лучше сказать повторной заморозки), уступающую на мировом рынке по ценам филе FAS (Frozen at Sea), произведенному на судах в море, или на берегу из свежей рыбы.
(таблица из презентации Росрыболовства)
Что касается "второсортности" филе двойной/второй/повторной заморозки - правильнее сказать, что это - не премиальный продукт, но вполне нормальный и популярный у покупателя в США, России, и многих других странах. Проводя аналогию, Феррари и Роллс-Ройс, несомненно, отличные машины, но популярность Камри или, тем более, Короллы - намного выше. Никто не обзывает их второсортными и не предлагает перейти на выпуск только топовых моделей, не стоит и комплексовать по поводу филе двойной заморозки.
Можно предположить что не пострадает и экономика компании. Чуть более низкая цена на продукцию будет компенсирована дополнительной квотой - это раз. Ситуация, когда для не-MSC продукции нет спроса за границей, обещает только усугубиться, а до получения сертификата на новые зоны - впереди годы сложной работы. Это два
На уровне МИД РФ мы всячески добиваемся сохранения международных правил, вырабатываемых под эгидой ООН. Это делается в противовес всяким англосаксонским коалициям и организациям, которые хотят собой подменить систему ООН. На мой взгляд MSC - яркий пример такой англо-саксонской политики установления контроля, в данной случае, над рынком рыбы и морепродуктов. Если мы этой системе MSC отдаемся, то мы тоже должны сидеть в их правлении c правом вето.
Инвестиции 1,5 млрд руб и объем производства 25 тысяч тонн в год по готовой продукции - это больше, чем получаемая квота минтая и сельди 14,5 тысяч тонн. Такой проект не может быть запущен без глубокого экономического анализа, и если он не выгоден компании. Производство на берегу видимо дешевле, чем в море, даже несмотря на дополнительные затраты, связанные с повторной заморозкой. Осталось обеспечить заявленное качество и завоевать доверие потребителя, разрушенное китайским красивым водяным продуктом.
А замороженного минтая БГ и даже НР мы так много отправляем на экспорт, что отправить малую часть этого объема на "Русский минтай" благое дело и верная синица в рукаве :))