Четверть рыбопромышленных компаний лишится квот на вылов рыбы
С рыбопромыслового рынка может уйти 20–25% компаний, подконтрольных иностранным инвесторам, информировал руководитель Росрыболовства, замминистра сельского хозяйства Илья Шестаков. Об этом сообщает Ведомости.
Ранее Шестаков говорил, что Росрыболовство может изъять и перераспределить квоты, доставшиеся компаниям, находящимся под контролем иностранцев, не имеющим собственного флота или не занимающимся фактическим промыслом. С учетом иностранных компаний на такие квоты может приходиться 10–12%, без учета – около 1%, говорил он.
Участие иностранного капитала в рыбопромысловых компаниях возможно только по согласованию с правительственной комиссией по иностранным инвестициям. С 2014 г. компании с иностранными инвестициями не могут участвовать в новых аукционах по распределению квот, разрабатывается механизм изъятия квот у компаний, которыми незаконно владеют иностранные инвесторы, рассказал представитель Росрыболовства. Комиссия по выявлению таких случаев будет создана при Федеральной антимонопольной службе с участием Росрыболовства и, возможно, Минсельхоза, продолжает она, изъятые квоты выставят на аукцион.
Проще всего иностранцам будет продать предприятия, говорит сотрудник компании, присутствующей на Дальнем Востоке: в этом регионе китайцы контролировали квоты на 200 000–240 000 т, после скандала с гонконгской Pacific Andes у китайцев осталось 20 000–30 000 т, но остались еще корейские компании.
В 2012 г. ФАС проверила десятки рыболовецких компаний Дальнего Востока – после того как Pacific Andes сообщила, что контролирует 60% российского рынка минтая. Служба установила нарушение закона об иностранных инвестициях и обязала компанию продать все российские рыболовецкие активы. В начале 2013 г. две фигурировавшие в деле компании («Турниф» и «Интрарос») за $350 млн купила Русская рыбопромышленная компания (РРПК), в мае – еще две (ООО «Совгаваньрыба» и ООО «Востокрыбпром») за $190 млн и стала крупнейшей рыбопромысловой компанией России. В 2013 г. руководитель ФАС Игорь Артемьев говорил, что 20 компаний контролируют корейские предприятия.
Если иностранные компании уйдут, РРПК будет рассматривать возможность покупки их активов, говорит представитель компании.