{{inboxCounter}}
Непрочитанных сообщений

ФОТОРЕПОРТАЖ: Устройство и принципы промысла первого российского краболова

23 января 2020 17:11

Рассказываем, какие технологии освоил отечественный судостроитель для выпуска первого краболовного судна. О том, каково это – создавать первое в России судно-краболов, рассказал Илья Машура, главный конструктор завода "Пелла".

"Русь" — судно проекта 03070, строящееся для ведения промысла в морях Дальнего Востока по заказу компании "Антей". Рыбаки рассчитывают на высокую экономическую эффективность нового судна и планируют добывать на нем до 1 тыс. тонн краба в год.

Поскольку ранее в России флот такого типа создавался только путем модернизаций и переоборудования трубоукладчиков, траулеров и других судов, думаем, важно узнать все детали того, что вообще представляет из себя краболов от "Пеллы".

Как подчеркнули строители с "Пеллы", значительную лепту в оснащении механизмами внес сам заказчик, четко представляя задачи будущего судна и ключи к наиболее эффективному промыслу. Вот что рассказал финансовый директор холдинга "Антей" Валентин Шибанов в интервью корреспонденту "Корабел.ру" Ренарту Фасхутдинову о работе с верфью:

Ключевым преимуществом судостроительной верфи "Пелла" стала их полностью частная структура акционеров. Это позволило заводу прочувствовать в нашем предложении чисто коммерческий интерес. Плюс у них уже был подвисший на ранней стадии постройки корпус ярусного судна, который они начинали строить по своей собственной программе. Наш президент предложил им трансформировать судно, предназначенное для ярусного лова, в краболов с достаточно комфортными для верфи изменениями, которые даже не привели к удорожанию.

Вместе мы практически за год доработали и согласовали с Регистром проект. И так случилось, что в этот момент пошла активность по инвестквотам. Сначала были приняты и вступили в силу рыбные инвестиционные квоты. Мы ждали, что вслед за ними будет принята программа по инвестквотам на краба в размере 20% от общего допустимого улова, и на свой страх и риск заложили строительство этого судна. К сожалению, ситуация за последнее время существенно изменилась, сейчас мы готовимся к аукционам по крабовым квотам. Однако требования по строительству флота все равно никуда не делись, поэтому мы активно продолжаем достройку этого краболова.

Прототип

Проект 03070 стал модернизированной версией проекта рыбопромыслового ярусолова PL-475, который также реализовывали корабелы "Пеллы" для норвежской компании. Собственно, то судно и стало некой испытательной базой для множества технологических решений, которые впоследствии применили при строительстве "Руси". Например, система подруливающего устройства, которая так впечатлила при эксплуатации заказчика, что "Антей" выдвинул его установку в качестве обязательного требования.

Новый проект краболова претерпел ряд изменений по сравнению с прототипом. Во-первых, были увеличены габаритные размерения корпуса. Было решено удлинить кормовую часть, где будет храниться промысловое снаряжение (крабовые ловушки). Кроме эргономичности, руководствовались и "поведением" судна на воде – увеличенные размерения позволят лучше "держать волну", придав дополнительную устойчивость в зачастую неспокойных водах дальневосточных морей.

Предыдущее судно, принадлежащее проекту PL-475 и по типу относящееся к процессору, предусматривало место, отведенное под оборудование для обработки улова и последующую заморозку. На краболове же вместо рыбоперерабатывающей фабрики и трюма будут расположены цистерны с подготовленной морской водой, чтобы можно было хранить краба в живом виде вплоть до доставки.

Кстати, сравнивая технологическое насыщение живовоза и процессора, стоит упомянуть разработанную "Пеллой" единую платформу для проектирования четырех типов судов. Проект 03070 изначально был спроектирован с возможностью дальнейшего преобразования из живовоза в процессор с изменением лишь технологической части судна и системы переработки улова. Как мы рассказывали в прошлых выпусках, летом 2019 года "Пелла" представила универсальную платформу, которая подразумевает идею строительства судов четырех разных типов с малейшими правками в проекте с минимальными затратами на переделку, не требующие глобального перекраивания корпуса. Собственно, одной из таких разработок стал проект под номером 03074, который как раз и является аналогом 03070, но с функцией переработки улова.

Подруливающее устройство "Pump Jet"

Выше было упомянуто подруливающее устройство, которым так были впечатлены заказчики из "Антея". Краболов оснастили устройством типа "Pump Jet" – это азимутальный движитель, который пока редко используют в отечественном строительстве, поэтому на нем остановимся поподробнее.

Эта система была разработана немецкой компанией Schottel. Выбор был обусловлен способностью устройства обеспечить судно движением со скоростью до трех узлов даже при выключенном главном двигателе. Рассматривая альтернативы, приводился механизм рулевой машины. Но для ее правильной работы была бы необходима скорость выше трех узлов, так как система при такой конструкции может работать только за счет потока жидкости. При маленьких скоростях, понятно, этого потока не будет. А поскольку основное назначение судна — это ярусный вылов, то функционирование должно осуществляться и в условиях низких скоростей. Были рассмотрены варианты установки и других типов подруливающих, которые могли бы работать на дрейфе. Но промысел в условиях встречных ветров и сильных волн подстегивается необходимостью взаимодействия на уровне с определенным ярусом. И только устройство "Pump Jet" ввиду своего принципа действия смогло удовлетворить требования.

Управление и контроль, которое оно дает, – крайне важная вещь для краболова из-за самого принципа добычи при помощи ловушек. Для тех же траулеров, на которых "Пелла" уже "набила руку", система вылова подразумевает наличие трала, которое судно тащит за собой. На таких судах подруливающее – это в основном лишь механизм для швартовки.

Устройство "Pump Jet" устанавливается на одном уровне с днищевой частью корпуса и не имеет выдвижных частей, что дает дополнительные возможности для маневрирования во льдах на мелководье. Это не самая распространенная система для установки, поэтому при проектировании достаточно сложным был момент просчетов обтеканий, тем более что судно имеет достаточно небольшие размерения. Тем не менее, "Pump Jet" по замыслу создателей должен значительно увеличить эффективность промысла.

Орудие лова

В качестве орудия добычи краба служат конусообразные ловушки японского типа. Операции по постановке ловушек осуществляются в кормовой части. Здесь расположена кошара – узкий огороженный участок для хранения хребтины – троса, на который навешиваются ловушки. Хребтина протягивается к месту хранения через специальную полую трубу, ее натяжение и укладка регулируется специальной гидравлической машиной для максимальной механизации процессов.

Непосредственно забрасывание ловушек за борт происходит с кормовой площадки сдвижной через лацпорт. Ловушка соединяется с хребтиной с помощью специального кольца — клеванта — наполняется наживкой, навешиваются якоря, после чего вся конструкция выбрасывается за борт. Здесь опять же подчеркивается важность работы подруливающего устройства, способная обеспечить плавный ход и более точное маневрирование, поскольку такая система лова не терпит резких движений.

На борту имеется измельчитель для наживки. Рыбная основа для нее хранится в замороженных брикетах в специально отведенной кладовой площадью 30 кубометров и емкостью около 20 тонн. В этом помещении поддерживается постоянная температура -18 С. Такие брикеты отправляются сначала в измельчитель, а после навешиваются на ловушку в отведенный отсек.

Отлаженный процесс перемещений ловушек из места выборки в носовой части в корму обеспечивается при помощи так называемой канатной дороги. Это тоже один из автоматизированных процессов с минимальным ручным трудом – ловушка навешивается на канат одним членом экипажа, который нажимает кнопку и запускает процесс транспортировки из носовой части в кормовую. В носовой части ловушки принимает траловая команда и уже отправляет на сортировку в корму. Обычно все эти манипуляции с выловом и доставкой его на судно совершались за бортом, часто ловушки просто терялись из-за ветра или течения. Ловушка поднимается в носу, вылов извлекается, ловушка переносится в корму, закладывается следующая часть наживки, и ловушка отправляется обратно в воду – так формируется цикл. Как правило, за сутки ставится и снимается 10 комплектов.

Палубное обустройство

Палуба оснащена оборудованием марки DMT - брашпиль запечатлен на фото ниже, а также подъемным оборудованиеим Palfinger.

На палубе установлено два палубных электрогидравлических крана с шарнирносочлененной стрелой, один - PKM350 - в носу грузоподъемностью 3,6 т на 12 м, и кран PKM150 грузоподъемностью до 2.1 т на 8 м, расположенный в кормовой части. Кроме того компанией Palfinger поставлена поворотная кран-балка в комплекте с дежурной шлюпкой - Palfinger SCM10-3.5R. Подробнее рассказал Владимир Авдейчик, Технический директор "Палфингер Марин Рус":

Все поставленное оборудование считается стандартным, и в большом объеме применяется для комплектации рыболовных судов в Европе и Америке. Поставленные краны предназначены для выполнения грузовых операций с крабовыми клетями и различными вспомогательными грузами. Исходя из этого можно сказать, что данное оборудование является основным оборудованием судна, так как в случае его выхода из строя судно просто станет неработоспособным. В связи с этим рыбаки очень тщательно подходят к вопросам надежности работы и именно поэтому отдают предпочтение именно Palfinger.

Основные отличительные характеристики - простая конструкция, позволяющая проводить минимальное обслуживание в процессе эксплуатации; очень маленький вес и габариты при большом вылете стрелы и грузоподъемности, что позволяет разместить оборудование на маленьком судне и при этом исполнять все необходимые задачи. Комплектующие изделия представлены топовыми поставщиками (Parker, Danfoss, Brewini и пр.), позволяющие гарантировать длительную и надежную эксплуатацию. Катафорезное покрытие металлоконструкций крана исключает образование коррозии в течение всего срока службы. Краны разработаны с учетом эксплуатации в условиях северных широт, момент обледенения сведен к минимуму. Конструкция позволяет поддерживать работоспособность в условиях экстремальных кренов/дифферентов до 15/5 град.

Сортировка и хранение

Храниться улов будет в специальных клетях в изолированных цистернах – RSW-танках. Такие емкости стали идеальным решением для перевозки отсортированного живого краба. Их принцип заключается в заполнении охлажденной подготовленной забортной водой. Фактически выловленный краб остается в своей естественной среде обитания, а значит качество остается неизменным. Под каждую цистерну отведена своя система циркуляции и очистки только воды и аэрации, что тоже позволяет дольше сохранять свежесть улова.

Один из главных этапов промыслового процесса – это отбор. После вылова добыча отправляется на приемный стол, корзины с крабом посредством использования кран-балки вывешиваются и специалисты приступают к отбору. Как известно, к поставщику продукции могут отправляться только самцы. Кроме того, к вылову допускаются взрослые особи. В цистерну или обратно в море – определяется при помощи специальной размерной метки.

После отбора добыча поступает на учет – взвешивание, подсчет количества, занесение в базу, укладка на транспортер и транспортировка в соответствующую цистерну. Каждый RSW-танк вмещает четыре клети по три тонны живого краба в каждой. В сумме выходит около 100 тонн живого улова. RSW-танки позволят хранить краба в живом виде до 10 суток без потери качества продукта.

Под подготовку воды для заполнения RSW-танков на краболове отведено отдельное помещение. Здесь специальное устройство позволяет "поднимать" воду с глубины до 200 м. Вниз через корпус протянут сплошной гибкий трубопровод с эжектором на конце, который дает возможность опустить на глубину эжектор и запастись водой, которая по температуре и химическому составу соответствует той, где обычно и обитает краб. Таким образом происходит первичная заправка цистерны. А потом, когда возможности принять воду с глубины уже нет, подготовленная вода проходит циркуляцию через систему фильтров и бактерицидную установку, что делает максимально приближенной к натуральным условия обитания крабов.

Для поддержания необходимые условия хранения краба в цистернах отведено специальное оборудование, размещенное во внутреннем помещении. Холодильные установки представлены тремя чиллерами FrioNordica производительностью по 440 кВт. Холодопроизводительность каждого чиллера может плавно регулироваться от 0 до максимума благодаря винтовому компрессору и частотному преобразователю.

О значении и ближайшем будущем

Средний цикл работы судна составляет около 20 суток включая время, которое может тратиться на переходы из разных районов лова. Непосредственно длительность времени на вылов составляет 10 суток. При этом краболов имеет неограниченный район плавания и высокий ледовый класс.

Ранее было отмечено, что "Русь" станет головным судном, а серия будет продолжена. Сложно переоценить значение создания такой линейки, поэтому мы будем следить за ходом реализации, а вскоре, надеемся, и ознакомимся с итогами эксплуатации первого российского краболова.

Илья Машура

Краболов "Русь"

Рыбопромысловое судно ярусного лова проекта PL-475 / “Пелла”, ОАО

Вид на палубу

Краболов" Русь"

Образец ловушки для вылова на "Руси"

Механизмы для перемещения вылова

Механизмы для перемещения вылова

Брашпиль

Брашпиль

Кран PKM150

Кран PKM150

Кран PKM350

Кран PKM350

Цистерны для хранения живого краба

Цистерны для хранения живого краба

фото: korabel.ru

Источник: korabel.ru
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>