Глава компании «Доброфлот»: «Сельдь иваси – чудо, которое пришло к нашим берегам»
Рыбная промышленность традиционно является ключевой для развития Дальнего Востока. Здесь ежегодно добывается более трех миллионов тонн водных биоресурсов (рыбы, ракообразных, моллюсков и пр.). Но это не предел. Как можно увеличить улов и, главное, обеспечить всех россиян дешевой рыбой рассказал глава компании «Доброфлот» Александр Ефремов.
- Александр Владимирович, какие ожидания от Восточного экономического форума?
- Каждый раз форум – очередное открытие перспектив, которые мы в течение года накапливаем. В случае с компанией «Доброфлот» у нас уникальная ситуация - она продиктована биологией моря. Природа нам подарила уникальный ресурс – тихоокеанскую сардину или, как ее называют в народе, сельдь иваси. После 25-летнего отсутствия она вернулась к российским берегам. Это уникальное чудо в виде миллионов тонн рыбы наша компания осваивает.
- И чем эта рыба так «перспективна»?
- Самый красноречивый факт – цифры. Сейчас вылов всего российского рыболовства - чуть более 4 млн. тонн за год. 25 лет назад (последний раз, когда иваси видели в Японском море) советский флот вылавливал 1 млн тонн тихоокеанской сардины в год. В этом же районе японские рыбаки добывали еще 4 млн тонн. Реализовав этот потенциал, мы сможем удвоить российское рыболовство. Особенность этой рыбы в том, что она достаточно легко облавливается, что позволяет выпускать более дешевую и вкусную продукцию.
- Я прочитала, что даже Росрыболовство рекомендовало увеличить вылов иваси. Почему эта рыба важна для российских потребителей?
- Уникальное сочетание вкусовых, потребительских качеств. Рыба на 22 % состоит из жира омега-3, который используется в большинстве стран как полезный элемент, необходимый для человека. Это полезная, вкусная, массовая и дешевая рыба.
- Надеюсь, ее можно будет купить не только на Дальнем Востоке?
- Если мы реализуем все наши планы, эта продукция появится повсеместно. В России есть давние традиции потребления этой рыбы, прежде всего в виде пресервов «сельдь иваси». Наши родители хорошо знают этот продукт. Первые партии, которые мы в прошлом году поставили на рынок, показали, что этот он до сих пор востребован и любим.
- «Доброфлот» - единственная компания, которая возит рыбу через Северный морской путь (кратчайший путь по морю из Дальнего Востока в Европейскую часть России – Авт.). Чем хорош этот способ?
- В 2015 году мы прошли с Карагинской подзоны, где вылавливается лосось, и перевезли первые объемы рыбы в Мурманск. В этом году мы повторили этот переход, перевезли лосось в Архангельск. Увеличилась скорость доставки рыбы в центральную часть России. Это в три раза быстрее по сравнению с традиционными путями доставки, когда рыба переваливается через Владивосток. Поездом она идет более месяца, морем через Севморпуть – 12-13 дней. Сохраняется качество продукции – не прерывается холодовая цепочка (непрерывное поддержание температуры на всем пути следования рыбы до потребителя – Авт.) При доставке через Владивосток рыба может потерять температурный режим минимум 4 раза. Это приводит к разморозке продукции и, в конечном итоге, ее порче. При доставке через Северный морской путь такого не происходит. Меньше расходов на хранение, меньше издержек – в итоге снижается и стоимость рыбы.
- Тогда почему Севморпуть до сих пор не используют для перевозки рыбы?
- Есть целый ряд факторов, которые влияют на ограничение по переходу через Севморпуть. Ключевым является сложность техническая. Север не шутит. Подготовка судов к переходу через Северный морской путь занимает время и требует серьезных организационных усилий. Большая часть компаний не рискуют и перемещают рыбу традиционными путями.
- Что нужно сделать, чтобы рыба из одной части страны в другую перевозилась по морю?
- Вопрос этот стоит давно. Нужно снижение тарифов на проводку Севморпутем. Особенность перехода предполагает использование ледокольной проводки Атомфлота – это специализированная государственная компания, которая занимается проводкой во льдах торговых судов. Их услуги при не очень хорошей ледовой обстановке серьезно влияют на себестоимость перевозки.
- Россияне жалуются, что моря страны так богаты рыбой, а на прилавках магазинов она дорогая. Как можно, на ваш взгляд, уменьшить стоимость?
- На цену влияет, прежде всего, ограниченность ресурса. Дикая рыба крайне востребована во всем мире. Большая часть российского вылова отправляется на экспорт – это валютоемкий товар. Основное влияние на ценообразование имеет огромный спрос на российскую дикую рыбу за границей. Если брать внутренний рынок, то есть определенные сложности, связанные с административными барьерами. Рыбопродукция контролируется на всех этапах ее движения, начиная от вылова, заканчивая реализацией. Этот контроль зачастую избыточный. Мало кто из хозяйственных субъектов в России может «похвастаться» тем, что его деятельность контролируется ФСБ России. Каждый этап движения рыбы до потребителя тоже контролируется и Россельхознадзором, и Роспотребнадзором, даже у железной дороги есть функции по контролю условий перевозки. На каждом этапе неизбежно возникают ограничения либо задержки. Это и формирует административную нагрузку. И большая часть российских рыбаков выбирает вариант проще – продать рыбу за границу.
- Я так понимаю, что из-за большого количества проверок и задержек рыбаки вынуждены тратить деньги на хранение товара?
- Да, ведь речь идет о скоропортящейся продукции. Это существенно влияет на риски рыбаков. Рыба может не дождаться своих сроков реализации. Это увеличивает негативные ожидания рыбаков, которые они неизбежно в виде страховой премии закладывают в себестоимость продукции.
- Роскачество в прошлом году провело исследование и выявило: более 40 % рыбных консервов и мороженной рыбы – фальсификат. Вы согласны с этой цифрой?
-Не могу с этим согласиться. Наша компания занимает значительную долю рынка рыбной консервации в России. Мы присутствуем во всех регионах. Мониторим ситуацию по объему фальсификации. Нашу продукцию подделывают, но 40 % - это чудовищная цифра. Мы выпускаем порядка 150-160 млн. банок, по сути, по банке на каждого гражданина. Я себе даже представить не могу, что около половины этого объема кто-то может выпускать, кроме нашей компании. По мороженой рыбе, скорее всего, речь идет о том, что на продажу выдается рыба другой степени обработки. Например, мороженную рыбу выдают за охлажденную. Это массовое явление.
- Нет, речь идет именно о подделках, когда минтай пытаются выдать за треску. В консервах такое есть?
- Консервы – продукт консервативный, извините за тавтологию. Там даже нет консервантов. Рыба там достаточно чистая. Мы не сталкивались с массовыми случаями подделки.