История развития рыболовной компании ООО «Поларис»
Поларис – полярная звезда, «древний маяк небес», помогавший мореходам прошлого не сбиться с дороги. Для компании «Поларис» нельзя было придумать лучшего названия: она всегда держит правильный курс.
В начале пути
История ООО «Поларис» началась в 2010 году. Тогда его флот насчитывал всего два судна. Теперь в нем – шесть единиц: ярусоловы «Финвал» и «Анастасия», траулеры «Арктик Лидер» и «Мыс Чупрова», крабовик «Регул», транспортный рефрижератор «Бухта Наталии».
Флот постоянно обновляется: регулярно проходит текущий, межрейсовый, капитальный ремонт. Компания не жалеет денег на модернизацию судов, на самое современное оборудование.
Вместе с флотом растут квоты. Пять лет назад вылов компании составлял порядка 3,7 тысячи тонн, а сейчас – почти 16 тысяч!
Суда «Полариса» круглый год работают в Охотском и Беринговом морях, добывая рыбу и краба, а во время летних путин принимают на переработку лосося.
Но главным видом деятельности для фирмы стал ярусный лов. Этот промысел не такой масштабный, как траловый. Зато рыба, добытая ярусом, ценится выше, так как меньше травмируется во время добычи. Это товар премиум-класса.
Кроме того, суда ярусного лова могут вести облов рыбных скоплений в районах, недоступных для трала. Это районы со сложной топографией дна, тяжелыми грунтами, большими глубинами. Таких у камчатских берегов немало, поэтому именно ярусный флот помогает нашему краю наиболее эффективно использовать его рыбные ресурсы.
Высокие стандарты
Ярусоловы незаменимы в «прибрежке». Жаль, что чиновники теперь сводят прибрежное рыболовство к доставке улова на берег и развитию береговых производств, считая, что лишь это принесет пользу стране.
Однако ярусный флот показывает, что рыбу, добытую в «прибрежке», можно переработать в море не менее эффективно, чем на берегу. На судах «Полариса» производится продукция качеством выше, чем на иных береговых заводах. При этом социальная отдача не меньше, чем от береговых предприятий. Так, «Поларис» создал 300 рабочих мест. Поскольку работа в море сменная, то за год компания трудоустраивает около тысячи человек. А ее налоговые выплаты за первый квартал 2016-го превысили 125 млн рублей. Разве мало?
Для нас должны быть в равной степени важны и береговые заводы, и морские суда. Хороший товар экспортного качества можно выпускать и там, и там. Примером тому служит «Поларис».
На судах компании налажено производство широкого ассортимента продукции из минтая, трески, палтуса, окуня, наваги, терпуга, камбалы и других морских биоресурсов. Производственный контроль здесь основан на международных принципах: НАССР (анализ рисков и критические контрольные точки), GMP (надлежащая производственная практика), GHP (надлежащая гигиеническая практика). Еще ни разу покупатель не усомнился в высоком качестве продукции ООО «Поларис».
Компания одной из первых на Дальнем Востоке приступила к сертификации ярусной трески по стандартам Морского попечительского совета. Этот сертификат, подтверждающий экологическую сбалансированность и устойчивость промысла, еще больше повысит рейтинг нашей рыбы и откроет для нее новые рынки.
Работа по сертификации и совершенствованию ярусного лова ведется совместно с ассоциацией «Ярусный промысел», членом которой является ООО «Поларис». Ассоциация объединяет 11 российских компаний, которые добывают рыбу ярусами, достойно представляя этот сегмент российского бизнеса на мировом уровне.
Вопрос цены
Несправедливо утверждать, что российские рыбаки стараются лишь для иностранного потребителя. Конечно, это не так.
Значительную долю своей продукции ООО «Поларис» поставляет на внутренний рынок. То, что не пользуется спросом здесь, идет за границу. Например, наш покупатель почему-то не жалует белокорого палтуса, а в других странах он популярен. Обратная ситуация с синекорым палтусом: у зарубежного потребителя на него низкий спрос, а в России – наоборот.
Немаловажен вопрос цены. Как сказано выше, ярусная рыба дороже, чем траловая. Дело не только в том, что у нее товарный вид лучше. Ярусный промысел достаточно затратный. Он не может продавать свой улов за полцены. Его полная стоимость не всем по карману, поэтому для некоторых видов продукции приходится искать более богатые рынки сбыта.
Попытки некоторых государственных органов загнать все уловы не просто в Россию, а на территорию конкретных российских регионов, к добру не ведут. Вот пример из практики ООО «Поларис».
Выполняя требования местных «мудрецов» в погонах, компания доставила в Петропавловск 36 тонн качественной рыбной продукции. И покупателя не нашлось! Три недели фирма направляла коммерческие предложения, размещала объявления в газетах и на телевидении. За это время из 36 тонн удалось продать только 1,5 тонны, хотя цена была снижена максимально. Остальная рыба была отправлена во Владивосток, как планировалось изначально. От экономики никуда не денешься.
Кадры решают все
Бессменный гендиректор ООО «Поларис» Владимир Латынцев свой первый рейс совершил в 1991-м на плавбазе «Нахичевань». В море прошел путь от четвертого помощника до капитана.
Хорошо, когда рыбацким предприятием руководит человек, который на себе испытал все тяготы морской профессии. Он знает, чего стоит эта работа, в чем нуждаются экипажи.
«Поларис» – одна из немногих рыбных компаний на Камчатке, которая привязала гарантированную зарплату рыбаков к доллару. Независимо от результатов промысла экипаж получит в качестве «гарантийки» не гроши, а нормальные деньги. Если рейс завершится удачно, то поощрение будет справедливым.
«Поларис» заботится не только о промысловом оборудовании флота. Он старается обеспечить членам экипажей достойные бытовые условия, хорошее питание, отдых.
К сожалению, камчатские рыбаки все чаще выбирают работу на берегу, становясь таксистами и оконными мастерами. Местная молодежь не сильно рвется в море. Жизнь заставляет искать кадры для флота за пределами нашего края.
Большая помощь пришла из Крыма, где со времен СССР сохранилась мощная производственно-учебная база. Теперь, когда Республика Крым и Севастополь входят в состав РФ, они стали настоящей кузницей кадров для рыбной отрасли России.
В ООО «Поларис» крымчане трудятся уже третий год. Пока их немного – чуть более десятка. Но все – на хорошем счету. Даже если кому-то не хватает опыта, это с лихвой восполняется большим желанием работать.
Компания намерена в дальнейшем не просто искать где-то готовых специалистов, а готовить их своими силами. Молодых людей из других регионов приглашают в Петропавловск поступать в КамчатГТУ. «Поларис» берет на себя расходы на дорогу, доплаты к стипендиям, организацию морской практики. А главное – выпускников ждет гарантированная работа на судах этой компании. Есть надежда, что на таких условиях многие ребята захотят приехать на Камчатку.
Эти планы лишний раз подтверждают, что для ООО «Поларис» рыбный промысел – не сиюминутный бизнес. Предприятие думает на годы вперед.
Вместо послесловия
В июле мы отмечаем самый народный камчатский праздник – День рыбака. Для коллектива ООО «Поларис» этот месяц праздничный вдвойне, ведь 1 июля – день рождения их предприятия.
Что ему пожелать? Пусть все планы сбудутся. Пусть во всех сферах бизнеса, к которым фирма проявляет интерес, ее ждет успех. Отдельные поздравления и благодарность от ООО «Поларис» за вклад в развитие компании – ее самым заслуженным работникам:
– Капитанам Ивану Ивановичу Юрченко, Александру Борисовичу Громову, Виталию Викторовичу Мякишеву;
– Старшим механикам Владимиру Николаевичу и Алексею Владимировичу Суняйкиным, Петру Анатольевичу Мясникову;
– Рефмеханику Александру Ивановичу Бурину;
– Помощнику капитана по добыче Сергею Борисовичу Скакунову;
– Помощникам капитана по производству Сергею Николаевичу Жукову и Инсафу Ильгизовичу Хабибуллину;
– Матросу Сергею Ивановичу Печину.
Пусть вам всегда светит звезда рыбака, показывая верный путь! Автор текста Сергей НИКОЛАЕВ.