Известная рыбная компания пытается рассчитаться с долгами
«Гешефты Воробьёвых: пангасиус покорит Россию?» - под таким заголовком 10 мая в «Оке-инфо» вышла заметка о семейной компании губернатора Московской области - ПАО «Русская аквакультура» (РА).
Речь в ней шла о поездке Андрея Воробьёва во Вьетнам, попытке сохранить торговую сеть этой фирмы и как бы привлечь вложения вьетнамцев, продав дистрибуторское подразделение - «Русскую рыбную компанию» (РРК). В заметке говорилось о резонных сомнениях в реальности этой сделки. На днях они подтвердились.
Как и предполагалось, ссылки на представителей Вьетнама оказались просчётом или «ширмой». В августе РРК, составлявшую 95% РА, продали, но главным покупателем выступил «РРК холдинг», активы которого уже на 33% стали принадлежать бывшему губернатору Приморья Сергею Дарькину через его «ТИГР» - «Тихоокеанскую инвестиционную группу». Такие же доли у Дмитрия Дангауэра и Дмитрия Коцюбинского. Если учесть, что участники этой пары до сих пор являются акционерами семейного бизнеса Воробьёвых (им принадлежат соответственно 0,5% и 5,29% РК) и как его представители будут вести дистрибуцию в интересах клана, то продажа РРК становится довольно условной. А вот Дарькин в этом свете выглядит не только как стратегический инвестор, но и как новый член «семьи», который помог расплатиться с частью огромных долгов бизнеса Воробьёвых.
7,2 млрд Р - такую сумму ещё недавно должна была семейная компания «Газпромбанку». Эта ситуация усугубилась по результатам 2015 года, когда чистый ущерб РК составил 2,43 млрд Р, а убыток превысил 1,8 млрд Р. Участие в сделке Дарькина, а также Дангауэра и Коцюбинского (которых, возможно, некто из Воробьёвых снабдил кредитными ресурсами), позволило сократить долг банкирам. Ведь именно РРК приносила основной доход компании и, как говорят эксперты, это единственное, что можно было продать… всего за 1,8 млрд Р.
«Потеря дистрибьюторского бизнеса не так критична, как необходимость сокращения долга», - комментирует первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. И хотя у «Русской аквакультуры» (РА) остался бизнес по выращиванию лосося в Баренцевом море и форели в Карелии, он приносит компании много проблем. Это, например, гибель мальков из-за морских вшей, что обошлось почти в 1 млрд Р. Кроме того, эксперты ресурса KO.RU заявляют, что в наших компаниях не умеют разводить атлантического лосося, это сложно. «Вкладываться в разведение не очень осмысленно, неизвестно, сколько продлятся санкции, без которых проекты теряют смысл», - говорит источник портала.
Нельзя пройти и мимо фигуры того, кто стал совладельцем компании, которая находится под контролем акционеров семейного бизнеса клана Воробьёвых. Не секрет, что с Сергеем Дарькиным подмосковный губернатор знаком давно. Ещё в 2010 году как глава ЦИК «Единой России» Андрей Юрьевич пообещал, что партийная фракция в приморском заксобрании поддержит только его кандидатуру на пост губернатора края. Так и случилось. И это уже после того, как на скамье подсудимых оказались больше половины заместителей Дарькина и несколько директоров департаментов администрации региона.
Условные сроки за хищения бюджетных денег и превышение полномочий получили тогда сразу два вице-губернатора по социальной политике. Бывший заместитель Шишкин за взятку более чем в миллион рублей и коврик с портретом Путина в своём особняке получил 9 лет колонии. Директор департамента потребительского рынка Бельтюков также переехал в колонию за взятки. Бывший директор департамента имущественных отношений Книжник за 15 млн. похищенных рублей получил 4 года условно. Кстати, именно по его делу и его предшественника - Евгения Мещерякова проходил и сам Сергей Дарькин. Следственные органы края проводили обыски в рабочем кабинете и загородном доме губернатора, наведались в банк «Приморье» и компанию «Ролиз», совладельцем которых числилась супруга губернатора.
Теперь с помощью Дарькина оставшиеся долги РА обещают выплатить в течение нескольких лет. Однако некоторые эксперты не уверены, что в нынешнем положении компании это можно сделать. Впрочем, есть мнение, что какое-то время РА ещё удержится на плаву.