Как обстоят дела на одном из старейших предприятий Мурманской области сегодня
«Рыбный порт Мурманска уже не тот», «Судам страшно подходить к причалам рыбного», «Кругом тлен», «Всё разворовали» - это лишь малая часть того, что можно найти в интернете, касаемо Мурманского морского рыбного порта. Плыть по течению и откровенно мириться с клеветой – удел слабых, поэтому мы решили рассказать о том, как обстоят дела на одном из старейших предприятий Мурманской области сегодня.
Разговоры о том, как же плохо дела обстоят в порту зачастую ведутся теми, кто в своей рабочей деятельности с портом не соприкасается от слова – совсем. Но давайте обо всем по порядку.
Что касается того, что порт уже не тот, то это – правда. Главное, с какой стороны посмотреть. Во-первых, с 2016 года рыбный порт Заполярной столицы находится в частной собственности. Общий объем инвестиций за это время почти дошел до двух миллиардов рублей, что в четыре раза больше суммы, вложенной в ремонты и инвестиции с 2005 по 2015 годы – период государственного владения акциями ММРП. Порт уже не тот? Да, верный кандидат на банкротство смог стать эффективным предприятием, с каждым годом, увеличивающим свои экономические показатели.
Сюда же можно отнести и разговоры про «разворованное» состояние порта. До момента приобретения предприятия новыми собственниками, территория предприятия и объекты его инфраструктуры, на секундочку - находящиеся в государственной собственности, активным образом сдавать в долгосрочную аренду всем подряд. Данная ситуация подобна крушению судна, когда, согласно правилам безопасности, необходимо спасаться, но человеческая алчность заставляет унести с собой все по максимуму. Хотя, тем нерадивым капитанам, которые были у руля (и довели порт до ужасного состояния – прим.), можно было бы смело бежать с корабля первыми.
Тленность бытия и упаднические настроения – фишка пессимистов современности. Там, где все восстанавливается – непременно можно увидеть проблемы, но, как говорится, свинья всегда грязь найдет. О плохих дорогах, ветхих зданиях в порту говорят уже лет 20. Справедливости ради отметим, что за последние годы проведены масштабные ремонтные работы по восстановлению дорожного полотна, восстановлены холодильные терминалы, отремонтированы производственные сооружения – все это проводится в рамках инвестиционных программ, реализуемых Мурманским морским рыбным портом. По сравнению с тем, в каком виде все «добро» досталось новым собственникам и тем, что там сделано сегодня – небо и земля, но обливать грязью реальные старания – дело нехитрое. Для этого не нужно воспитывать у себя способность видеть реальную картину и даже лично быть на месте событий.
На десерт мы оставили тему разваливающихся причалов. Во-первых, напомним, что, хотите - верьте, хотите - нет, причалы рыбному порту не принадлежат, от слова совсем. Порт без причалов – странно? Да, но, к сожалению, Мурманский морской рыбный порт ведет свою деятельность именно в таких условиях. Для того, чтобы разобраться с ситуацией объективно, обратимся к истории вопроса. АО «ММРП» управляло причалами Северного и Южного районов Рыбного порта, причалами Угольной базы и пирсами в период с 15.02.2008 по 31.01.2018 года на основании договора доверительного управления с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Мурманской области, согласно которому выполнение любых ремонтных работ осуществлялось исключительно по согласованию с собственником имущества – с государством в лице МТУ ФАУГИ в МО и РК.
По условиям договора доверительного управления 90% чистой прибыли от деятельности по управлению причалами перечислялось Учредителю доверительного управления, т.е. государству.
При этом разработанное в 2018 году ФГУП «Нацрыбресурс» технико-экономическое обоснование предоставления в аренду гидротехнических сооружений №№ 37-45 Южного района рыбного пора указывало на необходимость проведения капитальных ремонтов указанных причалов общей стоимостью 398 млн. рублей, а передав в аренду причал № 37 Южного района рыбного порта, Арендатор выполнил ремонтные работы только на сумму 1,5 млн.
В то время как за период с февраля 2016 года до момента расторжения Договора доверительного управления новым руководством АО «ММРП» было инвестировано в гидротехнические сооружения порядка 57 млн. рублей.
Вместо того, чтобы в системно и комплексно развивать рыбный терминал морского порта Мурманск ФГУП «Нацрыбресурс» в октябре 2018 года объявило открытый аукцион на право заключения договоров аренды в отношении причалов Южного района морского порта Мурманск, при проведении которого не было учтено, что АО «ММРП» имеет преимущественное право на заключение таких договоров на бесконкурсной основе, в результате чего рассматриваемые причалы оказались в аренде организаций, не имеющих отношения к деятельности рыбной отрасли.
По результатам рассмотрения исков АО «ММРП» судебные инстанции признали незаконным проведение открытого аукциона, а заключенные по его результатам договоры аренды – недействительными.
Судебные инстанции дали оценку всем обстоятельствам касательно незаконной передачи ФГУП «Нацрыбресурс» причалов Южного района морского порта Мурманск в аренду третьим лицам без учета преимущественного права АО «ММРП», по всем делам вынесены судебные акты, вступившие в законную силу.
Надзорными органами в отношении причалов рыбного терминала морского порта Мурманск установлена их ненадлежащая эксплуатация как со стороны ФГУП «Нацрыбресурс», так и арендаторов, так как ремонты не проводились на протяжении четырех лет нахождения государственного имущества в хозяйственном ведении данного ФГУПа, в результате чего гидротехнические сооружения обветшали, увеличился процент их физического износа.
Более того, Первомайским районным судом города Мурманска вынесены решения об обязании ФГУП «Нацрыбресурс» осуществить капитальный ремонт причалов №№ 9,10,11 Северного района морского порта Мурманск и о необходимости капитального ремонта причалов №№ 6, 12, 13, 20, 37.
В-общем, дорогие читатели, думайте сами, решайте сами. В свою очередь, Мурманский морской рыбный порт продолжает работу по предназначению, добросовестно подходя к реализации своей главной задачи – качественному обслуживанию судов рыбопромыслового флота и не только, а как следствие – обеспечению продовольственной безопасности страны в части касающейся.
Для справки, грузооборот АО «ММРП» за 2020 год составил 219,00 тыс. тонн (из них рыба – 185,1 тыс. тонн), за 2021 год – 264,6 тыс. тонн (из них рыба – 244,6 тыс. тонн), за 1 квартал 2022 года - 76 тыс. тонн (из них рыба – 61,1 тыс. тонн). В настоящий момент у порта имеются производственные мощности, позволяющие переваливать грузы в объеме 700 тысяч тонн рыбопродукции в год. Это говорит не только о существенных запасах и готовности предприятия принимать большее количество грузов, но и о необходимости пересмотра ряда нормативных актов, регламентирующих рыболовецкую отрасль. Вести улов в Норвегию нашим рыбакам выгоднее и это точно не их вина.
Поднимая тему готовящейся «Реновации» в Южном грузовом районе, согласно которой утверждена адресная программа по сносу, реконструкции объектов капитального строительства, отметим, что на предлагаемой к сносу территории работа идет успешно, при чем не только силами Мурманского морского рыбного порта, а десятков предприятий, добросовестно отчисляющих налоги в областной бюджет.
Исходя из этого, рациональность данной программы – вопрос. Если хочется что-то сломать, то пожалуйста, правда, при этом нелишним было бы включить голову, а не наспех разработать и утверждать сомнительное и не просчитанное по многим аспектам Постановление.
В погоне за бодрыми рапортами своему начальству, ответственным на местах следовало хотя бы погрузиться в реальную ситуацию и пообщаться с теми, кто уже осуществляет свою деятельность на рассматриваемой территории. В настоящий момент собственники продолжают отстаивать свои законные права на осуществление деятельности, обращаясь за помощью к компетентным структурам, в числе которых Правительство Российской Федерации, Ассоциация морских торговых портов и неравнодушные к судьбе одного из старейших предприятий Мурманска и отрасли в целом.