Когда MSC-сертификация позади
Межрегиональная ассоциация «Ярусный промысел» (АЯП) получила сертификат о соответствии стандартам Морского попечительского совета (MSC) для вылова тихоокеанской трески и белокорого палтуса в трех промысловых зонах в западной части Берингова моря. Оценку выполняла компания «Морская сертификация». Участники процесса рассказали о сложностях, с которыми они столкнулись, и о плюсах MSC-сертификации.
Как сообщил директор по стратегическому развитию «Морской сертификации» Павел Трушевский, в область аудита вошли шесть крупных рыбодобывающих компаний. На долю этих предприятий приходится треть российского ОДУ по треске и половина - по палтусу.
«Процесс сертификации начался весной 2018 года и продлился полтора года, - подчеркнул Павел Трушевский. – Этот срок обусловлен высокой сложностью проекта. На данный момент это самая крупная сертификация промысла, сделанная нами. По ходу процесса оценки возникали разные сложности. Для их решения мы укрепили состав команды аудиторов, включив в него дополнительного опытного ведущего аудитора, поменяли несколько внутренних алгоритмов. Основная оценка проводилась под наблюдением органа по аккредитации из Германии – ASI. Все эти действия были сделаны без увеличения стоимости наших услуг для клиента».
ГОСУПРАВЛЕНИЕ – САМОЕ СЛОЖНОЕ
По словам президента АЯП Вячеслава Бычкова, самые большие трудности при сертификации были связаны с решением Росрыболовства объединить при установлении ОДУ разные виды палтуса (черного и белокорого) в единый объект «палтусы».
«Мы были вынуждены потратить колоссальное количество времени и сил, чтобы описать ситуацию, поскольку для экспертов MSC в этих условиях оказалось проблематично вычленить белокорого палтуса, - обратил внимание Вячеслав Бычков. – У нас возникла масса проблем: нужно было доказать и показать, что объекты учитываются раздельно, что в отношении белокорого палтуса принимаются меры против перелова, что наши предприятия придерживаются предосторожного подхода к промыслу».
Сейчас предполагается частично сгладить эту проблему через поправки в правила рыболовства для Дальневосточного бассейна, однако на момент сертификации вопрос оставался нерешенным. «Из-за общего ОДУ палтусов по итогам сертификации по показателю «система госуправления белокорым палтусом» мы будем вынуждены в течение 5 лет подробно описывать, что делается для совершенствования промысла: повышения его надежности и экологической устойчивости при четком соблюдении принципа предострожного подхода», – констатировал Вячеслав Бычков.
ОБЩИЕ ТРУДНОСТИ
Остальные проблемы имели «общий характер» и решались по мере возникновения. Оба собеседника обратили внимание на активность конкурентов. «На каждом этапе сертификации ряд заинтересованных сторон выражал недовольство оценкой, - отметил Павел Трушевский. - Особенно много комментариев получено от североамериканских конкурентов предприятий АЯП. Были и статьи в американских СМИ, негативно оценивающие эту сертификацию. Эта особенность вообще очень сильно выделяет MSC – ни в одной другой системе сертификации устойчивости мы не сталкиваемся с возможностью влияния конкурентов друг на друга в настолько откровенном виде (а работаем мы с лесом, биотопливом, туризмом, добычей и переработкой природных ресурсов и прочим). Тем не менее одна из ключевых заинтересованных сторон - WWF России - положительно оценила результат аудита АЯП. А на финальном этапе оценки, когда внешние стороны могут давать свои комментарии по качеству самой процедуры сертификации, ни одного замечания высказано не было».
«В отношении палтуса нашими прямыми конкурентами являются американские и канадские компании, - подчеркнул Вячеслав Бычков. - Этот рынок достаточно жесткий, так что ничего личного, только бизнес. Когда наш отчет был выложен на сайте MSC на всеобщее обозрение, мы видели замечания конкурентов. Но мы на все вопросы дали исчерпывающие ответы».
По его словам, особых проблем с недостатком научной информации при сертификации не возникло. «Мы продемонстрировали всю полноту информации, имеющейся у отраслевой науки, - заявил глава ассоциации. - Мы считаем, что у нас все отлично и с ресурсными исследованиями, и с оценками, хотя у экспертов MSC возникли некие замечания, и мы эти замечания довели до руководства научных учреждений. В любом случае, я думаю, это не критично, тем более что наука готовит новые экспедиции в Берингово море».
ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО
Входящие в АЯП предприятия потратили на MSC-сертификацию серьезные средства, но, по словам президента ассоциации, довольны результатам. «Мы не скрывали цели своего сертифицирования – это повышение конкурентоспособности, особенно на внешнем рынке, - сказал Вячеслав Бычков. - Все знают, что эколейбл MSC – это как знак качества, свидетельствующий, что водные биоресурсы добыты с соблюдением всех экологических стандартов, что это не браконьерская продукция. В то же время организации, намеренные работать с нашей продукцией, во время аудита постоянно интересовались, как идут дела. Они заинтересованы, чтобы наша продукция получила этот лейбл. Поэтому мы рассчитываем нивелировать затраты на сертифицирование более эффективной продажей».
По его мнению, MSC-сертификация хорошо увязывается с национальным проектом «Международная кооперация и экспорт», в рамках которого перед агропромышленным комплексом России поставлена амбициозная задача по наращиванию объемов поставок продукции за границу. «Речь идет в первую очередь об увеличении стоимости экспорта, а не физических объемов, - отметил Вячеслав Бычков. - Бездумно продать можно все, но это плохо сочетается с требованиями доктрины продовольственной безопасности страны. Поэтому отечественному производителю необходимо ориентироваться в первую очередь на увеличение добавленной стоимости продукции. А сертифицированная по стандартам MSC продукция имеет более высокую цену».
Кроме того, по мнению главы ассоциации, MSC-сертификация вносит свой вклад в создание системы прозрачного оборота водных биоресурсов и продукции из них. «Держатели сертификата обязаны следить за движением своей продукции, что выбивает почву из-под ног торговцев фальсификатом», - отметил Вячеслав Бычков. Со своей стороны компания-сертификатор, по словам Павла Трушевского, в настоящее время ведет работы по сертификации цепочек поставок компаний, вовлеченных в оборот сертифицированной рыбы. «Таким образом, после получения предприятиями сертификатов цепочки поставок, объем MSC-сертифицированных морепродуктов из России значительно вырастет», - подчеркнул он.
КТО УЧАСТВОВАЛ
WWF России отметил высокую эффективность стримерных линий и потом положительно оценил прохождение нами аудита.
Руководитель ассоциации также обратил внимание на участие Росрыболовства и его структур: «На наши запросы они предоставляли очень хорошие материалы по системе государственного управления рыболовства в целом и по белокорому палтусу в частности. Эти материалы мы демонстрировали экспертам MSC. Мы получили полную поддержку и понимание со стороны ЦСМС. Когда шел полный аудит, представители ЦСМС давали комментарии экспертам относительно отчетности, функционирования отраслевой системы мониторинга, ТСК и прочего. Руководители территориальных управлений Росрыболовства также принимали участие в процессе полного аудита, в полевых выездах».
Важную роль в процессе сертификации сыграли исследовательские учреждения, в первую очередь ТИНРО и КамчатНИРО, предоставив научную информацию, отметил Вячеслав Бычков. Кроме того, ощутимую пользу принесло сотрудничество с Пограничной службой ФСБ России и ее структурами на местах, информировавшими по вопросам предупреждения ННН-промысла.