Краб зашевелился на верфях: Добывающие компании могут отказаться от строительства судов
Новый куратор АПК вице-премьер Алексей Гордеев в целом поддержал идею выдачи квот на добычу краба через аукционы. Если это решение будет узаконено, краболовы могут отказаться от контрактов на строительство судов на $320 млн. Участники рынка уже уведомили об этом Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК).
Ассоциация краболовов Севера на прошлой неделе предупредила президента ОСК Алексея Рахманова о возможном отказе от строительства краболовных судов на Выборгском судостроительном заводе (ВСЗ, входит в ОСК). Как следует из письма (копия есть у “Ъ”), в 2017 году участники ассоциации подписали с ВСЗ контракты на строительство шести судов, в начале этого года были достигнуты соглашения еще о четырех судах. Причиной отказа может стать изменение механизма выдачи квот на вылов краба, пояснили краболовы. По их данным, 21 июня на совещании у вице-премьера Алексея Гордеева была поддержана идея распределять квоты через аукционы. Если она будет узаконена, краболовным компаниям придется одномоментно отвлекать значительные средства для участия в аукционах и от строительства судов придется отказаться, сообщили в ассоциации.
Возможный переход с исторического принципа выдачи квот на вылов краба на аукционный обсуждается с конца 2017 года. О предложении стало известно из письма, которое тогда было направлено президенту Владимиру Путину (см. на Fishnet.ru от 20 ноября 2017 года). Инициатива вызвала резкую критику участников рынка, которые опасались передела отрасли с ежегодным оборотом в 120 млрд руб. Источники “Ъ” считают, что идея письма исходила от бывшего совладельца Русской рыбопромышленной компании (РРПК) Максима Воробьева. В РРПК причастность к письму опровергали.
По подсчетам исполнительного директора Ассоциации краболовов Севера Татьяны Соколовой, стоимость контрактов на строительство десяти краболовных судов — $320 млн. Заказчики уже начали перечислять первые транши, но строительство невозможно начать из-за неопределенности с правилами вылова краба, говорит она. Пострадать от изменения правил выдачи квот могут и рыбопромысловые компании. Гендиректор Архангельского тралового флота (АТФ; входит в СЗРК — Северо-западный рыбопромышленный консорциум) Алексей Заплатин на прошлой неделе также предупредил ОСК о возможном отказе от строительства четырех траулеров. Распределение квот на вылов краба через аукционы приведет к резкому снижению стоимости долей краболовных компаний СЗРК, переданных в залог по выданному на финансирование проекта кредиту, в результате заем станет необеспеченным, следует из письма (копия есть у “Ъ”). АТФ вложил в строительство четырех траулеров уже $110 млн из $280 млн, уточнил председатель совета директоров СЗРК Дмитрий Озерский.
В ОСК подтвердили получение письма от АТФ. По словам представителя корпорации, позиция уже направлена главе Росрыболовства Илье Шестакову. В письме, с которым ознакомился “Ъ”, ОСК предупреждает, что отказ от планов строительства десяти краболовных судов и заморозка проектов АТФ поставит ВСЗ в критическое положение, оставив верфь без заказов в среднесрочной перспективе и с рядом недостроенных судов. В ОСК уточнили, что строительство судов для АТФ уже начато: первое готовится к спуску в четвертом квартале 2018 года. Штрафов в адрес заказчика при отказе от контракта нет, но все выполненные работы компенсируются, добавили там.
По словам собеседников “Ъ”, на совещании у Алексея Гордеева обсуждался вариант распределения на аукционах 50% квот на вылов краба.
При этом победителей также могут обязать построить в России новые суда. Весной 2018 года Илья Шестаков говорил, что продажа половины квот на добычу краба может принести около 80 млрд руб. Изменение правил выдачи квот на добычу краба обсуждалось и на совещании у премьера Дмитрия Медведева 22 июня, знают собеседники “Ъ”. По словам одного из них, господин Медведев поддержал выделение 50% квот через аукционы, но никаких официальных решений пока нет. Представитель премьера Наталья Тимакова заявила, что как только решения будут приняты, они будут опубликованы. В аппарате Алексея Гордеева не стали отвечать на вопросы “Ъ”. В Минсельхозе заявили, что предоставили позицию в правительство, отметив, что вопрос обсуждается в закрытом режиме. Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Рачик Петросян считает, что поэтапный переход к открытым конкурентным принципам выдачи квот позитивно скажется на развитии отрасли. В Минпромторге полагают, что при распределении квот на вылов краба необходимо учитывать важность обновления рыбопромыслового флота.
Вспомнилась сказка о рыбаке и рыбке. Старуха начала с избы, потом столбовая дворянка, потом царица,
а в конце - глядь: опять перед ним землянка; на пороге сидит его старуха, а пред нею разбитое корыто.
Так и у нас – инвест.квоты, строительство судов, строительство береговых предприятий, повышение ставок за
пользование ВБР, крабовые аукционы, а в конце - ……..
Странно, что АТФ брала кредит на строительство 4 траулеров под залог долей краболовных компаний консорциума СЗРК. (как я понял из статьи). Какая выгода у краболовов в такой сделке? Что думал банк, беря доли в залог накануне конца срока выделения? У АТФ квот краба, насколько известно нет, а теперь он радеет за крабовиков.
"Страшное" обременение рыболовецких компаний строительством судов в обмен на квоты на 15 лет не такой уж кошмар. Построят для себя, повысят эффективность и стоимость бизнеса. Сумма только объявленных контрактов в этой статье по СЗРК 600 млн долл.
За 50% крабовых квот, согласно статье, государство могло бы получить на аукционе 80 миллиардов руб (прим 1,3 млрд долл). В 2018 году промквот камчатского и стригуна на Северном бассейне примерно 19 тыс тонн ( + сколько то прибрежных). Сколько это будет за тонну за один год из пятнадцати? Реалистична ли цена для возможного аукциона? К частичной продаже крабовых квот на аукционе добавлять обязательство строить краболовы на росс верфях или наоборот - это похоже на перебор.
Пользователи квот камчатского краба и краба стригуна-опилио для осуществления промышленного рыболовства (кроме прибрежного рыболовства) в российской ИЭЗ (ИЭЗ России (Баренцево море)) в 2018 году
Пользователи |
Регион |
ИНН |
Вид |
ВСЕГО, тонн |
ОАО "Североморский альянс" |
Мурманск |
5110310861 |
Краб камчатский |
1239,4 |
ООО "СЗКК" |
Мурманск |
5190119530 |
Краб камчатский |
2062,8 |
ООО "СЗРК-Мурманск" |
Мурманск |
5190411189 |
Краб камчатский |
2062,8 |
ЗАО "Арктиксервис" |
Мурманск |
5191204516 |
Краб камчатский |
3822,6 |
ЗАО "Арктиксервис" |
Мурманск |
5191204516 |
Краб стригун опилио |
4875,0 |
ООО "Зигранд" |
Москва |
7714566549 |
Краб стригун опилио |
4875,0 |
Квоты компании ОАО Архангельский траловый флот для осуществления промышленного рыболовства (кроме прибрежного рыболовства) в 2018 году
Вид |
Зона промысла |
ВСЕГО, тонн |
Треска |
районы международных соглашений |
23678,7 |
Мойва |
районы международных соглашений |
8196,8 |
Пикша |
районы международных соглашений |
6080,7 |
Скумбрия |
Фарерская РЗ |
2856,6 |
Путассу |
Фарерская РЗ |
16940,3 |
Палтус |
НАФО |
72,5 |
Путассу |
ИЭЗ Норвегии |
1433,0 |
Окунь моря Ирмингера |
НЕАФК |
122,4 |
Путассу |
НЕАФК |
10196,7 |