Крабовый бизнес продолжает мигрировать с Камчатки в Северный бассейн
Крабовый бизнес продолжает мигрировать с Камчатки в Северный бассейн: еще три камчатских краболова ушли в Баренцево море – «Камчатский лосось», «Волк Арктики», «Карла Фей». Об этом сообщает rybak.kam-kray.ru.
Как правило, суда-мигранты имеют подмоченную репутацию. Их названия уже набили оскомину на Дальнем Востоке. В итоге этим крабовикам потребовалась смена обстановки. Чем их привлекло Баренцево море? Видимо, наличием спорных участков, где можно лавировать между законами разных стран. Один из них образовался между Шпицбергеном и Новой Землей. В 2014 году испанские, литовские, норвежские суда начали здесь промысел краба-стригуна без спроса у России, которой принадлежит шельф Баренцева моря.
Примерно в то же время в портах Испании, Литвы, Норвегии стали «всплывать» камчатские краболовы. Среди них «Каралюс» (бывший «Бристоль», он же «Гидрограф»), «Юрос Вилкас» (бывший «Саяны», он же «Ольский рыбак»), «Жальгирис» (бывший «Капитан Басов»). Эти три судна сменили российский флаг на литовский. Под испанским флагом теперь работает СТР «Шипунский», получив название «Адекс Примеро». Где-то в Норвегии затерялся краболов «Камчатка».
Став европейцами, эти суда не отказались от старых привычек и успели «наследить» в новых районах промысла. Так, в сентябре 2014 года «Юрос Вилкас» забежал в нашу экономзону за крабом и был задержан мурманскими пограничниками. Судно пыталось уйти в норвежские воды, удерживая на борту инспекторов. Но попытка не удалась. Капитан Александр Грушко оштрафован на 4,2 млн рублей.
В июле 2015-го при похожих обстоятельствах наши пограничники задержали «Адекс Примеро». Его капитан Гарсия Элиас Бланко оштрафован на 515,1 тысячи рублей (хотя, по некоторым сведениям, испанец числился капитаном формально, а реально командовал судном наш земляк, житель Камчатского края).
С краболовом «Камчатка» вышла совсем уж несусветная история. Он конфискован около 10 лет назад за незаконный промысел и является собственностью РФ. Росимущество отдало его в аренду фирме «Мидель». Прокуратура добилась отмены договора аренды, но судно пропало. Оказалось, что оно – в Норвегии. «Камчатка» как бы числится в угоне, но при этом имеет право работать по международным договорам. 2 февраля 2015 года на судне погиб человек, а затем несколько членов экипажа заявили, что их удерживают на борту насильно. Что происходит на судне, чем оно занимается, вернут ли его государству – сплошные загадки.
Скоро к этой веселой ватаге «краберов» в Баренцевом море могут присоединиться еще три камчатских парохода. По информации сайта findship.co, который отслеживает координаты практически всего гражданского флота, в Мурманск прибыли краболовы «Камчатский лосось» (ООО «Океан-АРМ» из Петропавловска) и «Волк Арктики» (ООО «Рыбартель «Вилючинск»). На подходе – «Карла Фей» (ООО «Камчатский рыбный двор»).
У этих судов, сменивших немало хозяев, детективная биография. Например, «Камчатский лосось» был задержан в апреле 2014 года в Охотском море за нарушения правил промысла. Тогда он принадлежал ООО «Форт» и работал по квотам КамчатНИРО. Если бы суд не снизил штраф, назначенный КамчатНИРО, то институт прекратил бы существование.
«Волк Арктики» был обнаружен в феврале 2015 года пограничным кораблем в Западно-Камчатской подзоне. Краболов пытался скрыться. Во время погони пограничники видели, как с борта шхуны сбрасывали коробки. Когда ее задержали, крабовой продукции на ней не обнаружилось. Судовладелец и капитан отделались легким испугом.
Что касается «Карлы Фей», то это корабль-легенда. Если копнуть его историю, можно найти факты и незаконного промысла краба, и незаконного перегруза, и незаконного пересечения границы.
В общем, хорошая подмога идет рыбакам Баренцева моря!