Крупнейший в мире плавучий рыбзавод «Владивосток 2000» пустят с молотка (исторические факты)
В этой истории все выглядит очень броско – и циклопические размеры судна, и его название, взятое прямиком из песни Ильи Лагутенко, и раскулачивание «крабового короля», которому принадлежал рыбзавод…
Но давайте рассказывать по порядку.
В 1980 году крупная японская корпорация Nippon Kōkan KK (сейчас входит в состав JFE Holdings) отчиталась о постройке судна под названием Freeport Chief. Корпорация специализировалась на сталелитейном производстве и была вторым по величине стальным магнатом в стране, однако с 1940 года в качестве альтернативы развивала судостроительное направление. Постройка судна велась на принадлежащей компании верфи Tsurimi Shipyard в Иокогаме.
Судно Freeport Chief представляло собой нефтяной танкер дедвейтом 67 000 тонн и было построено по заказу некой норвежской компании, как указано во всех сведениях, касающихся этого судна. Впрочем, первым его официальным владельцем стала сингапурская компания Horn Sg Inc.
В 1990 году его выкупила британская фирма Bibby Bulk, занимающаяся морскими и каботажными перевозками, и дала имя Dorsetshire, но почти тут же перепродала греческому судовладельцу Spartan Shipping, который переименовал его в Protank Orinoco. Греки эксплуатировали судно до 2008 года. За это время оно несколько раз переходило от одной греческой компании к другой, последняя из них переименовала судно в Vemacape.
Принципиально новый этап жизни для него начался в 2009 году, когда Vemacape был выкуплен китайским рыбопромышленным холдингом Pacific Andes. На тот момент это был крупнейший в мире производитель рыбного филе, и на новое приобретение у него имелись грандиозные планы.
На китайской верфи в Циндао судно полностью перестроили, превратив в мощный рыбзавод. На борт было установлено оборудование для переработки и заморозки рыбы, включая 232 вертикальных морозильных камеры, которые позволяют достичь объема заморозки в 1500 тонн рыбы за сутки. Обработка и автоматическая упаковка ведется на семи производственных линиях. На палубе предусмотрено семь электрогидравлических палубных кранов грузоподъемностью в 4,9 т, вылет 15 м, а также еще три крана, способных поднять 7 т, вылет 18 м. Это позволяет выгружать рыбу на рыболовецкие и рефрижераторные суда для последующей перевалки. Грузовой отсек судна вмещает 15 000 тонн рыбы, численность экипажа – 320 человек.
Тоннаж нового рыбзавода стал составлять 49 367 тонн, длина – 228,6 м, ширина – 32,2 м. В машинном отделении оставили малооборотный двухтактный дизель Sulzer 6RND 76M в версии от Sumitomo, мощность 10 920 кВт. Гребной винт CP работает со скоростью 122 об./мин. Максимальная скорость: 15,85 узлов.
По данным New York Times, реконструкция обошлась в 100 миллионов долларов. Кроме того, сообщается, что технические возможности позволяют судну освоить объем в 547 000 тонн рыбы в год при ежедневной работе.
Судно было передано в управление российской компании Kredo Investment Co LLC и названо «Лафайеттом». Для понимания этой ситуации надо знать, что холдинг Pacific Andes вел в те годы активную политику по расширению влияния на российском рынке и приобрел прямо или косвенно целый ряд наших рыбопромысловых фирм. Kredo Investment Co LLC входила в состав ЗАО «Инвест Групп», а ею в свою очередь владела China Fishery Group, дочка Pacific Andes.
«Лафайетт» ходил под флагом России, пока не был передан в 2014 году перуанскому подразделению China Fishery Group – компании Sustainable Fishing Resources S.A.C. Основным районом промысла судна, названного теперь Damanzaihao, с этого момента стали тихоокеанские воды вблизи Перу и Чили.
Однако международная организация SPRFMO (South Pacific Regional Fisheries Management Organisation), занимающаяся контролем южной части Тихого океана, уже в 2015 году внесла его в свой черный список ННН-судов (незаконных, несообщающих, нерегулируемых) и отозвало у него лицензию на промысел. Перуанские власти вынесли штраф собственнику в размере 800 тысяч долларов (он так и остался неоплаченным). С этого момента в мировых СМИ оно регулярно стало всплывать как «чудовищная фабрика по уничтожению остатков ставриды». В вину ему помимо всего прочего вменялись нарушения природоохранного законодательства в результате незаконного сброса биологических отходов.
В апреле 2018 года над судном, стоящим в Перу, сгустились новые тучи – власти обвинили загрязнения морской среды путем незаконного сброса жидкостей и стоков во время стоянки в Чимботе, а также активизировали расследование по актам незаконного промысла.
China Fishery Group пришлось спешно продать рыбзавод в пакете с еще двумя судами. Он был приобретен офшорной сингапурской компанией DVS-R Pte Ltd и передан в управление холдинговой компании «Дальморепродукт». Сделка обошлась в 18 млн долларов, из которых на сам рыбзавод ушло 10,8 млн.
Конечным собственником назывался крупный приморский рыбопромышленник Дмитрий Дремлюга, гражданин Украины по паспорту. Россию «крабовый король», как его не без оснований именовала отечественная пресса, покинул еще в 2012 году под угрозой возбуждения целого ряда уголовных дел, но при этом сохранил контроль над большим количеством активов, управляя ими через своих родственников и близких партнеров.
Смена собственника не помешала скандалу – в мае на борт судна поднялись агенты природоохранной прокуратуры Перу и объявили об аресте Damanzaihao на 70 суток. Впрочем, уже в июле Damanzaihao покинул недружелюбные воды и пришвартовался в китайском Даляне для прохождения ремонта. Спустя полгода судно было в очередной раз переименовано – во «Владивосток 2000». Название является прямой отсылкой к известной песне группы «Мумий Тролль».
В 2023 году на «крабового короля» обрушилась лавина исков от Генпрокуратуры России, которая привела к целому ряду решений по изъятию у него собственности. В пользу государства было конфисковано 229 объектов движимого и недвижимого имущества, принадлежащих либо Дмитрию Дремлюге, либо аффилированных с ним лицам, на общую сумму 4,3 млрд рублей. В их числе портовые сооружения и имущественный комплекс ООО «Зарубинская база флота» и ООО «ДВ Порт», 34 сооружения, 23 земельных участка, 109 зданий и 13 жилых помещений в исторической части города Владивостока. А также 31 судно, включая «Владивосток 2000».
В апреле 2024 года самая крупная в мире рыбопромышленная плавбаза выставлена Росимуществом на торги. Начальная цена аукциона превышает 2,1 млрд рублей. Если кому интересно и есть возможность вынуть из кошелька пару лишних миллиардов, то заявку на торги можно подать до 12 мая. Интересно, кто рискнет вложиться? И останется ли после новой сделки на борту прежнее песенное название?