Латвийские шпроты покоряют мир
Прежде чем для латвийских рыбопереработчиков закрылся российский рынок, в отрасли работало 21 предприятие. В данный момент крупных производителей осталось только шесть — те, кто смог переориентироваться на европейские рынки и изменить продукцию в соответствии с их запросами. Компания Karavela начала предлагать новые товары с высокой добавленной стоимостью — из местного сырья.
Karavela ежегодно производит около 55 млн банок консервов, большую часть сырья поставляют рыбаки из Лиепаи и Вентспилса.
«Латвия — уникальная страна, где дешевому индустриальному сырью, такому, как килька или салака, которые в других европейских странах используют как сырье на корм скоту, смогли дать высокую добавленную стоимость, и из рыбы по 20 евроцентов за кг делать продукт стоимостью 8-10 евро. Сырья в Балтийском море хватало и будет хватать», — считает член правления Karavela Андрис Бите.
Продукция компании идет в 40 стран, главным образом Европу, но сделанную в Латвии рыбу покупают также в Японии, Новой Зеландии и Южной Африке.
Производитель предлагает не шпроты, а продукцию, которая соответствует вкусу каждого народа — сырье, однако, то же самое.
«Разные названия, разные особенности вкуса, способы приготовления — в какой стране что нравится», — отметил Бите.
Для каждого рынка — своя упаковка. Европейцам нравятся прозрачные упаковки, чтобы было видно, что внутри. Преимущество — у маленьких и удобных баночек. Японцам ближе шпроты с разноцветными крышками.
«Многое мы узнали с течением времени, посещали выставки и поняли, что те же самые шпроты можно назвать по-другому. И сардинами, и как-то иначе, от этого продукт не меняется. Но для покупателя в конкретной стране он становится более приемлемым и понятным. И мы 5-6 лет назад констатировали, что возможности географии и продаж значительно шире, чем мы когда-то считали», — признал Бите.
Аналитики считают, что у рыбопереработки большие перспективы, необходимо только следовать времени и следить за качеством. Число предприятий сократилось, однако они стали более сильными — и способными со своим продуктом выходить на мировые рынки.