Латвийские шпроты пытаются покорить Китай
Рижские шпроты отправляются в Китай. Первым рискнуло покорить Поднебесную салацгривское предприятие Brīvais Vilnis. Однако рыбопереработчик осторожен в своих прогнозах. Не уверен в интересе китайцев к нашим рыбным консервам и Совет по бизнес сотрудничеству с Китаем, сообщает передача "Домская площадь" на Латвийском радио 4.
Пока производители молочных продуктов нацеливаются на заманчивый своими размерами китайский рынок, рыбопереработчики в этом месяце планируют отгрузить дистрибьютору первый 20-тонный контейнер с рыбными консервами. Пионером стало предприятие Brīvais Vilnis, которое выпускает 18 видов шпрот. Его коммерческий директор Кристап Кошкин говорит, что на подготовку этого контракта ушел год. Но интерес к поставкам в Китай возник гораздо раньше.
«Предложения из Китая приходят уже лет двадцать… Мы уже давно присматриваемся к альтернативным рынкам, чтобы диверсифицировать риски. И Китай – только один из них», - говорит Кошкин.
Это, скорее, пробный шар. Дальнейшие поставки рыбных консервов - шпрот, в частности - будут зависеть от интереса китайских покупателей.
В ситуации, когда российский рубль демонстрирует нестабильность, предприятие вынуждено диверсифицировать риски и учитывать неминуемое снижение объемов экспорта в Россию. Которая пока еще является импортером номер один латвийских шпрот. И российское эмбарго их не коснулось.
Шпроты в Европе делают также в Дании, Германии, Литве и Эстонии, но с латвийским объемом продукции и ее ассортиментом они сравниться не могут. У нас 19 предприятий производят шпроты. Из них 8 имеют право использовать товарный знак «Рижские шпроты». Они поставляются примерно в тридцать стран мира. Новым экспортным направлением в прошлом году стала Франция. Есть планы нарастить объемы экспорта шпрот в США. А в перспективе покорить и Латинскую Америку.
Председатель правления общества Rīgas šprotes, объединяющего производителей товара под таким названием, Имант Цирулис отмечает, что Китай – один из рынков, на который наши рыбопереработчики нацелились серьезно.
«Не только мы ездили в Китай, но и их посол посещал предприятие Brīvais vilnis. Конечно, войти туда не так просто. И если время покажет, что будет потребление, за ним пойдут и другие заводы», - говорит он.
Председатель совета по латвийско-китайскому бизнес-сотрудничеству Артис Кампарс приветствует инициативу предпринимателей, но не берется прогнозировать успех нашей копченой рыбы в масле в Поднебесной.
«Зная китайский рынок, я немного сомневаюсь в специфике шпрот. Северные регионы, может, и будут потреблять такой продукт, но в целом китайские традиции отдают предпочтение свежей рыбе, а не консервированной. И этом может стать проблемой. Но если отправки уже начались, возможно, мы откроем там новую нишу. Но серьезного экспорта латвийских продовольственных товаров в эту страну пока не налажено», - говорит он.
Впрочем, спрос на европейское продовольствие в Китае растет. Выражение Made in Europe -- для китайцев это синоним качества. И состоятельные жители с удовольствием покупают импортные продукты. Европейский образ жизни там в моде. Потому перспективы у наших пищевиков есть. Такие товары, как соки, воды, макаронные изделия, растительное масло, варенье, ввезти и продать будет легче, чем молочную и рыбную продукцию. Но не исключен и эффект новизны. И не нужно лишать китайцев возможности попробовать что-то новенькое, а себя – шанса на этом заработать.
В 2013-м году экспорт продуктов питания из Латвии в Китай вырос почти в 4 раза по сравнению с 12-м годом. И составил 1 миллион 150 тысяч евро. Это всего лишь 1 % от всего экспорта в данном направлении. И в три раза меньше чем китайский продовольственный импорт. Как известно, Латвия уже поставляет в Китай замороженную продукцию, например, чернику. А также растения, которые используются в парфюмерном производстве и фармацевтике. Пытают счастья на этом рынке и производители сладостей Laima и Staburadze. Но главная экспортная группа – это солод, пиво, крепкие алкогольные напитки и минеральная вода. На этой неделе китайские инспекторы проводят аудит на Рижском молочном комбинате и предприятии Valmiers Piens, чья продукция в этом году также должна отправиться в Китай.