Maersk и «Рефсервис» повезут рыбу с ДВ по жд
В канун продажи входящий в ОАО РЖД «Рефсервис» формирует новую инвестпрограмму. Компания вложит около 12 млрд руб. преимущественно в ближайшие три года в модернизацию энергоустановок для рефрижераторных контейнеров и закупку или аренду фитинговых платформ, в том числе для закрытия потребностей Maersk, с которой заключено соглашение о перевозке скоропортящихся грузов для торговых сетей РФ. Но аналитики считают, что «Рефсервису» будет сложно конкурировать в этом сегменте с автотранспортом.
«Рефсервис» (входит в ОАО РЖД, занимается перевозкой в рефрижераторном и изотермическом подвижном составе) 4 октября заключил соглашение с датской Maersk (одна из крупнейших в мире компаний по морским грузоперевозкам, в первую очередь контейнеров) по перевозке скоропортящейся продукции от портов вглубь страны. В Maersk комментировать сделку не стали, но источник, близкий к компании, подтвердил, что протокол о взаимопонимании подписан. Он не предполагает эксклюзивности, но Maersk будет предлагать услуги «Рефсервиса» своим клиентам.
Как пояснил топ-менеджер «Рефсервиса» Юрий Ким, Maersk более двух лет разрабатывала программу перевозки скоропортящихся грузов в собственных рефконтейнерах в центральную часть России, на Урал и в Сибирь для торговых сетей. «Полгода назад мы начали консультации о совместной реализации данной программы, — рассказывает господин Ким, — а сейчас заключили соглашение, по которому "Рефсервис" становится стратегическим партнером в ее реализации».
Речь идет о традиционных для Maersk направлениях и продукции: бананы, в основном через Санкт-Петербург, цитрусовые (порты Азово-Черноморского бассейна) и рыба с Дальнего Востока. «В дальнейшем мы планируем избавиться от перетарки груза в порту, исключая нарушения температурного режима, сроки и затраты на данные грузовые операции», — уточнил Юрий Ким. К вопросу взаимных обязательств, добавил он, компании могут вернуться позже. Чтобы обеспечить потребности Maersk, «Рефсервису» нужны 30 сцепов, каждый из 18 80-футовых фитинговых платформ и служебно-дизельного вагона. «"Рефсервис" располагает самым крупным парком дизель-генераторных установок, однако среди них устаревшие модели, каждую сопровождают два механика, — рассказывает Юрий Ким. — Мы собираемся провести модернизацию установок и перевести их в автономный режим без сопровождения». Сейчас у компании часть установок в холодном резерве, но, помимо Maersk, другие участники рынка тоже просят предоставить установки, поэтому «Рефсервис» намерен восстановить 94 служебно-дизельных вагона. Как пояснил Юрий Ким, новая установки (35 млн руб.) не окупается, тогда как расходы на модернизацию могут составить только 6 млн руб.
Также «Рефсервису» нужны дополнительно 540 80-футовых фитинговых платформ. Компания закладывает эти инвестиции в стратегию развития, однако, отмечает топ-менеджер, «есть концепция ОАО РЖД, требующая увеличения синергии между дочерними обществами». Поэтому «Рефсервис» не исключает синергии в части фитинговых платформ с «Трансконтейнером», поясняет господин Ким. «Трансконтейнер» выставлен на продажу, аукцион планировали провести в апреле, однако после смены правительства в мае процесс затормозился.
Инвестиции, определенные стратегией развития «Рефсервиса» до 2025 года, оцениваются в 11,7 млрд руб., рассказывает Юрий Ким, но сконцентрированы они будут в ближайшие три года. При этом на ноябрь намечен конкурс по продаже акций «Рефсервиса», то есть уже в ближайшие время у компании могут появиться новые акционеры со своим видением бизнеса. Концепцию восстановления рыночных позиций «Рефсервис» отдал на экспертизу, завершение которой ожидается в конце октября. Далее план будет представлен ОАО РЖД и, возможно, реализацию данной стратегии будут осуществлять новые инвесторы, признает топ-менеджер.
«Идея по предоставлению комплексной мультимодальной услуги, исключающей перетарку контейнеров в портах, весьма перспективна, однако выиграть конкуренцию с автотранспортом крупнейших торговых сетей будет крайне сложно из-за жестких требований ритейлеров по срокам и ритмичности доставки», — говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Он отмечает также потенциал модернизации дизель-генераторных установок и перевода их в безэкипажный режим: перевозки скоропортящихся грузов в рефрижераторных контейнерах в 2018 году растут на 10% и с учетом списания парка рефрижераторных вагонов (в 2018–2020 годах подлежит списанию 900 из 1143 единиц) в 2019–2020 годах увеличатся еще не менее чем на 30%.