Между поставщиками «Рыбного Союза» и компанией «Лента» конфликта нет
Ранее на сайте газеты «Известия» появилась статья «Поставщики снова ополчились на торговые сети». «Рыбный Союз» и компания «Лента» заявляют, что информация, изложенная в статье, не соответствует действительности. Об этом сообщает Рыбный Союз.
Конфликтов, проблем между торговой сетью «Лента» и поставщиками, входящими в «Рыбный Союз», нет. Все поставщики продолжают сотрудничество с торговой сетью «Лента» в плановом режиме. Ниже Fishnet.ru приводит текст статьи «Поставщики снова ополчились на торговые сети», которая была опубликована на сайте газеты «Известия»:
«Ленту» обвиняют в навязывании фальшуслуг. Поставщики «Рыбного союза» утверждают, что столкнулись с фальшуслугами продуктового ритейлера «Лента», решить конфликтную ситуацию они намерены на комиссии по применению кодекса добросовестных практик. Соответствующий кейс вынесли на рассмотрение отраслевого Третейского суда к предстоящему заседанию. Последний раз аналогичный конфликт между торговой сетью «Дикси» и алкогольными поставщиками обернулся появлением жестких поправок в закон о торговле.
«Компания «Лента» взимает с поставщиков рыбной продукции сверх установленного законном бонуса так называемый серый бонус», — утверждают рыбники в письме союза в секретариат комиссии по применению кодекса добросовестных практик (есть у «Известий»). Речь идет о фальшмаркетинге, который исчислялся ритейлером в процентах от оборота. Схема взимания, описанная в письме, следующая: поставщика заставляют «стать в акцию» на две недели, дать значительную скидку на товар — 10–25% и купить рекламный блок в каталоге. Он стоит 25 тыс. рублей, «Лента» берет товарооборот поставщика за некий предыдущий период, умножает на согласованный процент и делит на стоимость рекламного блока (25 тыс. рублей).
«Дальше выставляет акт, где сказано, что акция была проведена в 100 комплексах и сумма оказанной услуги 2,5 млн рублей», — говорится в письме «Рыбного союза». Его поставщики утверждают, что никакой ценности для них данные рекламные акции не имеют из-за их несоразмерной стоимости: «Чаще всего стоимость потраченных на каталог денег больше товарооборота по данной позиции в акцию, а отчетность сети перед поставщиками не предусмотрена ввиду очевидной неэффективности этих рекламных акций». Договоренности о дополнительных услугах стороны заключили в 2013–2014 годах, они начали действовать на следующий сезон, хотя поставщики союза пытались неоднократно пересмотреть эти условия, подчеркивают они.
Рыбники уверены, что «с помощью данных рекламных каталогов также маскируется запрещенный законом (о торговле) сбор за открытие новых магазинов сети — налоговая служба может не принять данные затраты к зачету в себестоимость из-за несоразмерности потраченных ресурсов и полученного результата». Дело в том, что стоимость каталогов в других сетях в разы меньше, а за такие большие деньги можно донести информацию до потребителя более эффективно с помощью других маркетинговых инструментов, кажется поставщикам. «Рыбный союз» вчера не дал комментариев по существу. «Лента» на запрос «Известий» ответила: «Мы в настоящий момент изучаем этот вопрос».
«Лента» создана в 1993 году, является одной из самых крупных сетей гипермаркетов — 174 магазина. Выручка по 2015 году — 252,8 млрд рублей. Крупнейший акционер – TPG Capital (34%). Капитализация на 16 марта на Лондонской бирже — $3 млрд.
Законом о торговле не запрещаются выплаты за дополнительные — например, маркетинговые — услуги, если нет элемента навязывания и стороны могут предоставить друг другу правдивую отчетность за проделанные шаги. В противном случае услуги считаются навязанными. Признать их таковыми может Федеральная антимонопольная служба после рассмотрения дела, но не все поставщики рискуют обращаться в ФАС с жалобой из-за боязни потерять канал сбыта — об этом не раз говорили многочисленные профильные организации.
Обращение союза было включено в повестку декабрьского заседания комиссии (есть у «Известий»). Но оно не состоялось, как не состоялось и следующее — февральское. Секретарь комиссии Михаил Бурмистров говорит, что теперь заседание пройдет во второй половине апреля, а задержка в несколько месяцев произошла из-за занятости членов комиссии. Правда, источник, знакомый с развитием ситуации, утверждает, что задержка новых собраний Третейского суда обусловлена тем, что Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) пытается исключить бывшего президента ГК «Дикси» Илью Якубсона из числа ее участников (всего «судей» девять: по три от поставщиков и ритейлеров плюс независимые представители). Илья Якубсон, Михаил Бурмистров говорят, что это не так. Получить комментарий АКОРТ не удалось.
Напомним, Илья Якубсон, еще будучи главой «Дикси», в начале 2015 года стал участником скандала с производителями алкоголя («Синергия» Александра Мечетина, «Русский стандарт», «Русский алкоголь» Рустама Тарико). Поставщики передали в ФАС сведения о предполагаемых нарушениях (дополнительных выплатах и многочисленных сборах) со стороны компании, которая сняла их товар с полок. Конфликт не оставил равнодушными и депутатов Госдумы, были написаны поправки в закон о торговле, которые быстро внесли и рассмотрели в первом чтении. Дело «Якубсон против водочников» закончилось тем, что алкоголь вернулся на полки в «Дикси». А вот менеджера сначала убрали с позиции председателя президиума АКОРТ, а потом лишили управляющей должности в торговой сети.