На дальневосточные рыбные заводы посыпались миллиардные штрафы
Росрыболовство начало выставлять штрафы компаниям, построившим заводы по переработке рыбы по программе инвестквот. Так, требование выплаты 1,97 млрд рублей штрафа направлено в компанию "Витязь-Авто" (входит в рыбопромышленный холдинг "Океанрыбфлот" Игоря Евтушка и сенатора Валерия Пономарева), построившую крупный завод на Камчатке, сообщает "Коммерсант".
Росрыболовство ссылается на нарушение пункта договора, по которому инвесторы должны перерабатывать не менее 70% от объема полученной квоты.
Как сказано в обращении агентства, инвестиционная квота "Витязь-Авто" на 2020 год составила 14,26 тысячи тонн минтая и сельди, на 2021 год — 14,47 тысячи тонн. Следовательно, компания должна была в эти годы выпустить 9,98 тысячи тонн и 10,13 тысячи тонн продукции соответственно, но произвела 8,11 тысяч тонн и 5,99 тысяч тонн, указывает Росрыболовство. При неуплате штрафа в срок, сказано в обращении, агентство обратится в суд. В Росрыболовстве комментарий не предоставили.
Президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев говорит, что заводы, которые выпускают продукцию более глубокой степени переработки, не могут выполнить требование о производстве на уровне 70% от объема квоты. Так как по отраслевым коэффициентам выхода продукции из 1 тысячи тонн улова получается только 220–230 тонн филе, указывает он.
По словам источника в отрасли, с аналогичными штрафами могут столкнуться и другие участники программы. Всего Росрыболовство заключило с инвесторами 24 договора на строительство заводов, построен 21 объект.
По оценкам Германа Зверева, общая сумма штрафов может достичь 6–6,5 млрд рублей, что сравнимо с инвестициями компаний в предприятия.
Адвокат, соучредитель юридической компании a.t.Legal Николай Титов говорит, что при рассмотрении претензий к "Витязь-Авто" в суде тот установит наступление условий для ответственности, причины невыполнения обязательств и вправе уменьшить неустойку. Старший юрист Birch Legal Андрей Шубин добавляет, что Росрыболовство может предъявить к исполнению банковскую гарантию, обеспечивающую реализацию проекта, и взыскать средства.
По словам Германа Зверева, для решения проблемы необходимо разрешить использование в нормативе переработки не только квоты инвестора, но и компаний из одной с ним группы. Как напоминает он, сейчас планируется второй этап программы инвестиционных квот, участникам которого грозят аналогичные риски.
Президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота Алексей Осинцев отмечает, что при подготовке поправок к закону ко второму этапу аргументы о необходимости доработки норматива переработки были учтены. Теперь правительство должно определить расчет нового показателя исполнения обязательства по производству в 60% от квоты с учетом норм выхода готовой продукции.
Тематическая иллюстрация. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia